Многие родители слышали о кризисе первого года жизни ребенка, но не все знают, в чем он проявляется и затрагивает ли всех детей. Подробнее об этом рассказала ведущий психолог регионального центра «Семья» Александра Ставрова.
Что происходит с ребенком в этот период
В возрасте до года дети с любопытством изучают окружающий мир. Например, это проявляется даже в облизывании предметов. К 12 месяцам дети становятся очень активными и подвижными, требуя много внимания родителей. Психологи называют этот период кризисом первого года жизни, так как на малыша влияет множество факторов.
«Если ранее он не мог дотянуться до стола или до каких-то предметов, то теперь им движут любопытство и интерес, также он начинает выстраивать взаимоотношения с другими. Весь мир для него вращается вокруг значимого взрослого, и через игру и повседневные ситуации ребенок подражает нам. Рекомендую обратить внимание на годовалых детей: они повторяют позы, мимику и жесты. Таким образом, они учатся распознавать эмоции и могут проявлять свои первые капризы, показывая, что им не нравится», — рассказывает Александра Ставрова.
В этом возрасте формируется собственная воля и желания ребенка. Это может проявляться в том, что малыш начинает протестовать и активно проявлять себя.
Может ли «кризис первого года жизни» не наступить и как заметить тревожные звоночки
Психолог отмечает: есть дети, которые отличаются в этом возрасте спокойным нравом, могут долго сидеть, быть стеснительными, мало говорить. Но это вполне нормально.
«Важно понимать, что это не означает, что развитие остановилось. Ваш сын или дочка продолжает расти и развиваться, просто проявляет себя менее ярко. Не стоит торопить малыша: все дети созревают в своем темпе. Некоторые родители начинают винить себя за застенчивость своего ребенка или за то, что он не играет с другими детьми. Я бы посоветовала не переживать по этому поводу: так ребенок все равно развивается», — говорит Александра Ставрова.
Она отмечает: когда придет время, он научится и говорить, и держать ложку, и более активно проявлять интерес к окружающему миру. Однако важно заметить, когда подобное поведение отличается от нормы. Для этого следует обращать внимание на общее состояние ребенка, включая его сон, аппетит, настроение и поведение. Если он плохо засыпает, часто ворочается, выглядит вялым или беспокойным, это может быть сигналом, что стоит обратиться к педиатру.
«Также, если вы замечаете значительные отставания в развитии, особенно у годовалого ребенка (например, ослабление мышц или другие проблемы), эти вопросы можно корректировать со специалистом. Если вы заметили, что малыш не контактирует с вами, не интересуется любимыми игрушками и у него угасают основные рефлексы (например, глотательные или двигательные), это тревожный сигнал. В таком случае стоит обратиться к квалифицированному педиатру или неврологу, особенно если проблемы со сном продолжаются», — подчеркивает специалист.
Однако с постановкой диагнозов спешить не стоит: гиперактивность – это более серьезное состояние, и врачи обычно рекомендуют наблюдение в течение полугода перед тем, как сделать заключение о здоровье.
Что важно знать родителям годовалых детей
Психолог рекомендует родителям вести дневник наблюдений за ребенком. Следует ежедневно записывать, что нового произошло: какие первые слова произнес малыш, какие игрушки стали любимыми. Это поможет отслеживать его развитие и достижения.
Обязательно нужно развивать моторные навыки. Например, если ребенок научился нажимать на кнопку игрушки, можно предложить ему что-то новое для освоения. В этот период формируются память, внимание и восприятие окружающего мира. Дети воспринимают мир как добрый и хороший, и даже могут не помнить о своих капризах или негативных моментах. Создавая положительные воспоминания, мамы и папы помогают детям формировать их жизненный опыт.
Следует ли водить ребенка в центры развития
Александра Ставрова отмечает: занятия в центрах развития пойдут на пользу. они помогают освоить новые навыки. Например, занятия в бассейне не только развивают физические способности, но и укрепляют связь между родителем и малышом.
Имеют значение и интеллектуальные занятия. Например, обучение различению цветов и форм, сборка пирамидок – все это способствует развитию когнитивных навыков. Если у мамы есть время, то этим с ребенком может заниматься и она, главное — помочь ребенку в познании мира.
Для родителей же это время может быть источником стресса и беспокойства, так как они сталкиваются с изменениями в поведении детей и собственными переживаниями. Поддержку и экспертную консультацию по поводу развития можно получить в кабинете детского психолога. На консультацию к психологу можно записаться в центр «Семья» по тел.: 8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.
2025-01-17 14:09:39