Готовим ребенка к школе: советы педиатра, офтальмолога, невролога и ортопеда

В конце этой недели начинается новый учебный год, к которому родители готовились в течение летних месяцев: покупали школьную форму, канцтовары, ранцы. Все ли готово? Может, еще стоит сходить с ребенком к врачу проверить зрение, осанку, общее состояние здоровья, от которого во многом будет зависеть успеваемость ученика? На что обратить внимание при подготовке ребенка к школе, порталу NEDUGAMNET.RU рассказали специалисты детской поликлиники № 4.  


Рекомендации педиатра
 
Большинство детей приходят в школу из детского сада, там были игры, прогулки, свободный режим, дневной сон. В школе все по-другому. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов, индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности и степени подготовленности ребенка к школе.
 
Летний период перед поступлением ребенка в первый класс – хорошее время для проведения ряда адаптационных мероприятий. В это время важно максимально приблизить режим труда, отдыха и питания ребенка к школьному. Главное в распорядке ребенка чередовать умственную нагрузку с физической.
 
В режиме дня ребенка ночной сон должен составлять от 9,5 до 10,5 часов. Утренний подъем должен приходиться на одно и то же время. Отход ко сну должен быть не позднее 22:00. После школы необходимо дать ребенку 2-3 часа отдыха, желательно с дневным сном. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15:00 до 17:00. При выполнении уроков необходимо делать перерыв каждые 30 минут по 10 минут. Желательно встать, потянуться, сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате, сделать упражнения для кистей рук и глаз.
 
Помните, что здоровое питание – одно из решающих условий роста и развития ребенка. Важно правильно организовать и рабочее место ребенка. Оно должно быть хорошо освещенным и соответствовать росту ребенка. Рекомендуется также проводить много времени на свежем воздухе и активно двигаться.
 
Рекомендации офтальмолога
 
Во-первых, глазам нужен отдых. Ребенку с хорошим зрением нужно делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут.
 
Книгу или тетрадь надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. В таком положении будет меньше напрягаться глазная мышца и глаза будут меньше уставать.
 
Во-вторых, ограничивайте время, проводимое ребенком за компьютером или телевизором.
 
Следуйте этим простым правилам, чтобы снизить риск ухудшения зрения:
 
- младший школьник может проводить за компьютером не больше 15-20 минут в день, старший – не больше 1 часа. Если для выполнения задания нужно продлить время, то обязательно необходимо делать перерыв для глаз через каждые 15 минут;
 
- младшие школьники должны смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше 1 часа;
 
- линия взгляда должна приходиться на верхнюю треть или на середину экрана монитора. Это возможно, если использовать мебель, соответствующую росту ребенка.
 
В третьих, введите в рацион ребенка полезные для глаз продукты. К таким продуктам относится: творог, отварная рыба, говядина, говяжий язык, индюшатина, крольчатина, морковь, капуста и зелень. Также постарайтесь покупать ребенку чернику, бруснику и клюкву.
 
Рекомендации невролога
 
- Соблюдайте режим занятий и отдыха первоклассников;
 
- не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, если видите, что ему трудно;
 
- обсуждайте с учителем проблемы обучения, которые возникают в школе, в процессе адаптации, и совместно ищите пути решения этих проблем и варианты помощи ребенку;
 
- никогда не подчеркивайте неудачи и проблемы ребенка, акцентируйте внимание на успехах;
 
- следите за состоянием и настроением ребенка в течение всего года;
 
- при ухудшении состояния, подберите подходящий режим занятий.
 
Рекомендации ортопеда
 
1. Первым делом следует обратить внимание на организацию рабочего места школьника для профилактики нарушения осанки, искривлений позвоночника:
 
- столешница должна быть на уровне солнечного сплетения сидящего ребенка или на 5 см выше локтя сидящего ребенка, ее оптимальные размеры - 120 на 60 см;
 
- глубина стула должна быть чуть меньше, чем расстояние от крестца до коленей ребенка; 
 
- высота стула должна быть такой, чтобы у сидящего школьника тазобедренные, коленные и голеностопные суставы были согнуты под прямым углом;
 
- стул должен иметь хорошую устойчивость, его спинка должна быть ровной и твердой;
 
- все школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки.
 
2. За столом нужно сидеть правильно: спину держать прямо, локти на столе, ноги на полу, сидеть на всей поверхности стула.
 
3. Долго не засиживаться без движений: каждые 30 минут отвлекаться, разминаться 5-10 минут.
 
4. На что обратить внимание при выборе ранца:
 
- наличие у ранца твердой спинки (под мягкой подкладкой) и жесткого каркаса;
 
- вес пустого ранца не должен превышать 950 грамм, а полного - не более 10 процентов от веса тела самого ребенка;
 
- ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, верхний край не должен выходить за линию плеч, а нижний на уровне поясницы;
 
- в нежней части спинки ранца должен находиться поясничный упор - небольшой валик, на который при правильном ношении будет приходиться основная нагрузка;
 
- лямки должны регулироваться по длине и не растягиваться; регулирующие пряжки должны быть в нижней и верхней частях лямок. Оптимальная ширина лямок - 4-5 см.
 
5. Рекомендации по выбору обуви:
 
- обувь школьника должна быть из натуральной кожи, а подошва из термоэластопластика - это мягкий, эластичный материал нового поколения;
 
- подошва не должна быть гладкой. Чем больше рисунок протектора, тем меньше скольжение. Подошва должна гнуться, чтобы не стеснять движений;
 
- пятка должна быть жесткой (это не даст стопе «гулять» и убережет от вывихов), а в носовой части туфли должны быть достаточно просторными, чтобы хватало места для пальцев;
 
- допустимой нормой высоты каблука считается 1 см - для малышей, 3 см - для подростков. Длина каблука - не меньше трети от подошвы выбранной обуви;
 
- резинки, липучки, шнурки - любые средства крепления и фиксации стопы только плюс для школьной обуви. Все они позволяют регулировать ширину модели и хорошо фиксировать ногу. 
 
Благодарим сотрудников детской поликлиники ММАУ «Городская поликлиника № 4» за помощь в подготовке материала!
 
Источник: собственная информация
 
Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА