Еще студенты, уже изобретатели. Как будущие врачи совершают открытия в медицине

Многие думают, что студенты медицинских вузов настолько загружены теорией и практикой, что на все прочее у них не хватает времени. Они, конечно, постоянно учатся и, еще будучи студентами, могут работать санитарами, медсестрами и медбратьями в лечебных учреждениях, но некоторым этого мало – будущие врачи создают удивительные проекты, помогающие облегчить жизнь.

Мы подобрали несколько разработок студентов Тюменского государственного медицинского университета, которые уже стали востребованными.

Программа для вычисления деформации миокарда по УЗИ

Студент третьего курса педиатрического факультета Тюменского ГМУ Георгий Климов поступил в медицинский вуз, потому что хотел помогать людям. Еще на втором курсе его друг, который работал в Тюменском кардиоцентре, рассказал о проблеме, которая сегодня существует при вычислении деформации миокарда по УЗИ-изображению. А это одна из серьезных проблем в эхокардиографии. 

Дело в том, что левый желудочек – самая крупная камера сердца, которая играет важную роль в организации кровообращения. Гипертрофия миокарда левого желудочка — болезнь, которая означает, что увеличилась масса мышцы сердца. Часто она является следствием гипертонической болезни, поэтому проявляется практически у всех гипертоников. Долгое время такое состояние может протекать бессимптомно. Но без лечения гипертрофия нередко приводит к повышению риска формирования инфарктов или инсультов. 

- У меня родилась идея – разработать такое программное обеспечение, которое бы обрабатывало снимки сердца, полученные с ультразвуковых аппаратов разных производителей, и автоматически вычисляло деформации миокарда левого желудочка, а значит, сделать диагностику точнее и качественнее, - рассказал Георгий. 

Он представил свой проект на конкурсе «УМНИК» - это программа Фонда содействия инновациям, поддерживающая талантливую молодежь. Георгий Климов вошел в число победителей и получил грант в размере 500 тысяч рублей на разработку программного обеспечения. В реализации проекта ученому оказали помощь сотрудники отдела автоматических систем управления Тюменского кардиоцентра. 

Мобильное приложение для тренировки памяти

Методиками мнемотехники студент пятого курса педиатрического факультета Тюменского ГМУ Артур Смилянин стал интересоваться еще до поступления в вуз, потому что понимал - учиться в медицинском университете будет сложно, нужно запоминать огромные объемы информации.

- Я прочитал несколько книг, ознакомился с разными методиками запоминания, потом уже изучил мнемотехнику и стал ее применять на первом курсе, - рассказывает Артур. – Сразу же увидел эффект и решил двигаться дальше – прошел бесплатное и платное обучение, стал активно применять методику на практике.

Потом Артур узнал, что мнемотехникой в вузе интересуется не только он, а еще трое студентов - Давуд Алифов, Артем Борсуков и Лев Малишевский, они объединились и стали изучать эффект методики запоминания на других студентах вуза, отражая изменения в научных работах. В целом, он обучили своей методике более 100 студентов, у которых показатели учебы улучшились в среднем на один балл: кто учился на тройки, стал получать четверки, те, кто получал четверки, стали отличниками. И студентам-изобретателям пришла в голову идея – разработать универсальный инструмент в виде мобильного приложения, помогающий развивать память.

Но на разработку проекта нужны были денежные средства. Студенты стали активно участвовать в различных конкурсах и акселераторах, но им не везло – проиграли шесть грантов подряд. Параллельно с участием в конкурсах они ходили по школам и знакомили их учеников со своим проектом «Mozg.ltd», затем презентовали его в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования, где подтвердили – методика работает, выдали разработчикам соответствующий сертификат. Но дальше пока дело не двигалось.

И наконец студентам улыбнулась удача – они с проектом «Mozg.ltd» приняли участие во II форуме технологических предпринимателей «Технокульт», выиграли грант на 500 тысяч рублей и начали искать разработчиков приложения. Впрочем, грант оказался субсидией, и чтобы его получить, нужно было проводить дополнительные научные исследования. Но студенты не унывали – следом выиграли грант от Тюменского государственного университета на 50 тысяч рублей, пригласили двух аспирантов этого же вуза, которые и стали разработчиками онлайн-платформы. После этого был выигран еще один грант на 100 тысяч рублей. Сегодня приложение разработано – оно направлено на подготовку школьников 9-11 классов общеобразовательных школ и помогает им подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ с помощью мнемотехники. «Mozg.ltd» состоит из восьми модулей, каждый из которых включает в себя видеоролики и упражнения, формат – от теории к практике.

- Приложение разработано, его можно запустить, скачать на андроид, любой желающий может ознакомиться с первыми уроками и пройти тестирование. Сначала дается базовая теория по мнемотехнике,  а практика представляет собой школьную программу по русскому языку, математике, биологии и химии: человек смотрит теорию и тут же осваивает ее в рамках школьной программы, - рассказал Артур Смилянин. - Наша глобальная цель – чтобы люди смогли иначе использовать свой мозг.

Например, в среднем, человек из 20 названных слов запоминает 6-8, а с возрастом память еще и ухудшается. Уже после одного занятия в приложении он будет запоминать 10-12 слов, а к концу обучения – все 20.

- Впервые о мнемотехнике упомянул в своих записях Цицерон, он и начал ее первым применять, - говорит Артур. – Это очень емкий инструмент для тренировки памяти, который включает множество методик – можно запоминать цифры, номера телефонов, стихи, иностранные языки. Просто подбираешь, что нужно в данный момент, и применяешь.

Студенты в дальнейшем планируют развивать свое приложение и включить в него новые разделы.

Сам Артур свой профессиональный выбор планирует сделать после шестого курса – это будет либо онкология, либо нейрохирургия. Он уже работает медбратом в детском приемном отделении  больницы и понимает, как нелегко ему будет в будущем:

- Нельзя сказать, что в медицине где-то легко работать, но я понимаю, что моя профессия будет востребована в будущем, это возможность что-то изменить, помочь людям.

Организация стажировок для студентов медицинских вузов

Артём Борсуковучится уже на шестом курсе Тюменского государственного медицинского университета. Сфера его интересов – неврология и психиатрия.

- Медицину выбрал осознанно, - рассказал он. - Я гуманитарий, люблю иностранные языки, а идея поступать в медицинский вуз появилась в 9 классе. Я понял, что могу быть врачом, мне хочется ходить в белом халате, принимать пациентов, общаться с ними, проявлять эмпатию, хочу, чтобы они уходили здоровыми. Медицина для меня - возможность сделать мир лучше и реализовать себя.

Также Артём является тюменским представителем по международным стажировкам Международной Федерации АссоциацийСтудентов-Медиков - IFMSA (InternationalFederationofMedicalStudentsAssociations).

- У нас, представителей медицины, нет больших возможностей для поездки на стажировку в какую-либо другую страну просто так без причины, - рассказывает Артём. - Либо программа по обмену студентами Erasmus+, которое касается только европейских студентов, либо самостоятельные поездки в иностранные клиники, в которые очень сложно попасть студентам младших, да и старших курсов. Таких людей единицы.

Артём и сам хотел поехать на первых курсах, но у него не было достаточной информации о направлениях стажировок, он не знал, к кому обратиться, как говорит, «жил, словно в панцире». В итоге все-таки нашел организаторов, вдохновился, съездил в Италию и захотел внедрить такие стажировки в Тюмени.

- У нас есть проблема – это знаниеиностранных языков. Любой представитель медицины должен иметь медицинскую и теоретическую, и практическую базу, но все инновации, передовые статьи, новинки, глобальная коммуникация – все в основном на английском языке. И моя цель в Тюмени – актуализировать изучение языка, развить у студентов мотивацию для постоянной практики и улучшения лингвистических навыков, в том числе и с помощью стажировок. В этом году я отправил 18 человек за границу. В прошлом году было в три раза меньше. И на этом я не хочу останавливаться.

Проект, который продвигает Артём – это трансфер как в науку, так и в профессиональную медицинскую сферу. Например, студент хочет пройти стажировку в другой стране – планирует изучать хирургию. Ему предлагают ряд стран, подходящих по направлению, он сдает экзамен по английскому языку для подтверждения своих знаний, заполняет необходимую документацию, получает приглашение и спокойно едет на стажировку. Помимо практики он получает еще и сертификат международного образца, к тому же по деньгам это эконом-вариант.

- Осень является ответственным сезоном, так как именно в этот период раздают страны на каждый город и главное: вовремя отдать ее заинтересованному студенту с горящими глазами - говорит Артём. – С моей стороны все четко проверяется, так что никаких непредвиденных ситуаций для студента в поездке быть не может.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА