2 сентября в 9 поликлиниках города Тюмени состоялась встреча родителей и первоклассников с педиатрами, психологами и педагогами. Встреча проводилась в рамках проекта «заботливые родители -здоровые и счастливые дети». Все пришедшие в этот вечер в поликлиники не остались равнодушными. Родители почти полтора часа задавали вопросы экспертам, особенно психологам, которые прямо на месте анализировали рисунки детей. А ребята от души и с интересом рисовали и играли с веселыми клоунами.
Родители задавали свои вопросы по гиперактивности детей, как поступать в тех или иных ситуациях, интересовались, что сделать, чтобы ребенок был более внимательным и усидчивым, спрашивали и о том, как укрепить иммунитет стоит ли принимать те или иные витамины, как устроен процесс обучения, как будут наблюдать детей в школе медицинские работники, какие прививки будут и тд.
Для тех кто не сумел побывать в этот вечер в поликлиниках и лично пообщаться с экспертами публикуем основные советы педиатров и психологов о том, как же помочь ребенку преодолеть возможные трудности и более комфортно прожить этот сложный, насыщенный и незабываемый первый год школьной жизни.
ПСИХОЛОГИ И ПЕДИАТРЫ СОВЕТУЮТ:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15
минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день (ЛУЧШЕ 15-20 МИНУТ В ДЕНЬ) — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Правило 5.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и. преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать". Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по
поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Правило 6.
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Правило 7.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
-Что получил? И т.д.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").
Правило 8.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
Проект организован Управлением по здравоохранению при поддержке Департамента образования Администрации г. Тюмени и медико-психологического отделения амбулаторно-поликлинической службы ГЛПУ ТО «ТОКПБ».
Содружество неравнодушных, благодаря которому проект состоялся:
Abbott products, Sanofi- Pasteur, ЗАО «Техномедсервис», Юнимилк, гипермаркет игрушек «Бегемот», Materia-medica, «NEDUGAMNET.RU Всё о медицинских услугах Тюмени», «detki.tyumen.ru».
Желаем всем школьникам и их родителям крепкого здоровья, успехов, терпения, взаимопонимания и солнечного настроения!
Автор: Юрий Шестак