«Медицинские сотрудники, IT-специалисты и руководители медицинских организаций – вот те три кита, та основа, которая необходима для создания продукта, позволяющего активно решать задачи по информатизации здравоохранения области», - такое вступление прозвучало от имени Горбачева Дмитрия Сергеевича, АЕ SAP CIS на секции «Инновационное развитие информационных технологий здравоохранения», которая стартовала сегодня в 9:30 в рамках VII Всероссийского форума «Инфотех-2014».
Казалось бы, цель информатизации в области медицины проста и понятна – свести к минимуму или вовсе отказаться от «бумаги» и весь документооборот вести в цифровом формате. Но так ли не нужна «бумага» современному врачу? Каким образом передавать информацию от одного специалиста к другому (например, из разных медицинских учреждений), и не нарушится ли положение закона о врачебной тайне?
Отвечал на сложные вопросы, а также посвящал в существующие препятствия к адекватной работе системы Артур Рифович Усманов, директор ГКУ Тюменской области «Центр информационных технологий Тюменской области», а также представители различных организаций, занимающихся медицинской деятельностью и IT-технологиями.
По словам Артура Рифовича, основная проблема внедрения нового информационного продукта заключается в плохом обратном ответе: «Мы все продумали, довели информацию о нововведениях до врачей посредством регламента, документа, но по факту половина поликлиник как работали по-старинке, так и продолжают это делать дальше». Именно с этой точки зрения руководитель медицинского учреждения является важнейшим звеном в системе внедрения новых технологий в медицину. Если на местах всё будет исполняться в соответствии с заявленным регламентом, то система будет работать.
Важный и наиболее сложный вопрос, который встал перед специалистами: а как именно будет осуществляться обмен данными о пациенте между врачами и больницами? Нужно сделать общий доступ к информации или отправлять документ с электронной подписью, содержащий только те данные, которые необходимы тому или иному врачу для решения конкретной задачи? Но каковы эти данные, и как определить, какая информация нужна другому специалисту?
В рамках этих вопросов велась активная полемика между представителями здравоохранения и специалистами IT-технологий, однако четкий ответ найден не был.
И если господин Штефан Гроссер, который делился опытом внедрения системы SAP в Европе, указал на то, что зарубежный врач – любой, из любой клиники – всегда имеет доступ ко всей информации о пациенте и может взять ее в общей базе, то тюменские специалисты не уверены, что эта модель применима для России, так как это не соответствует положению закона о врачебной тайне. «Мы, конечно, можем взять и выбросить всю эту кипу информации сразу на федеральный уровень, но это в корне неверно!» - высказал свою позицию Артур Рифович.
Он пояснил: «На данный момент идет разработка механизма подписания документов электронной подписью. И нужно понимать, что этот документ будет храниться в отдельном архиве. И уже потом нужно будет решать, кому и что отдавать, и что передавать в федеральную электронную карту?
Благодаря наличию архива с подобными документами, будет ясно и понятно, кто сформировал этот документ, подписал, по какому пациенту. Наша задача - двигаться именно в этом направлении и работать по данному принципу, когда есть архив с документами, которые подписаны электронной подписью».
Можно ли назвать данную позицию окончательным ответом на сложный вопрос, кому и что передавать, понять до конца пока нельзя, хотя тот факт, что в системе российского законодательства необходима электронная подпись медицинских документов – не оспорим.
А вот второй вопрос, который неизбежно вытекает из первого, можем ли мы себе позволить полностью отказаться от бумаги, остался на 100% риторическим. Например, после смерти пациента карта должна храниться 25 лет, и в этом случае специалисты IT-технологий встают перед вопросом, как хранить электронный документ в течение порядка 100 лет? На данный момент нет таких технологий, которые гарантированно могут хранить информацию в электронном варианте в течение столь долгого времени. Однако, как справедливо заметил Артур Рифович Усманов, бумага, особенно на которой писали ручкой, тоже хранится не особо долго.
Наверно, сложно подвести итоги по вопросам, на которые даже специалисты пока не знают четкого ответа. Однако важным обстоятельством является то, что система уже есть, и эта система активно внедряется в наше здравоохранение. И уже сегодня мы – простой народ – можем записываться к врачам через Интернет, не отходя от рабочего места, не стоять в диких очередях, а сразу идти к нужному доктору на прием и больше никогда не терять медицинскую карту со всеми ее данными, ведь к 2015 году будет полностью оцифрована и она.
Источник: собственная информация