Обучение слабовидящих и слепых детей: специализированные школы или инклюзивная система?

Впервые в Тюмени с 17 по 20 ноября проходил Межрегиональный форум «Брайль собирает друзей», посвященный теме сохранения и совершенствования рельефно-точечной системы чтения и письма по Брайлю.

 


В наш век информатизации люди с ограниченными зрительными возможностями наравне со зрячими должны иметь полноценный доступ к информации: это и печатные издания, и Интернет. Цель форума – привлечь внимание самих слабовидящих и слепых людей к возможностям тактильной системы чтения и письма по Брайлю, мотивировать их на обучение, а также напомнить местному сообществу о необходимости толерантных взаимоотношений с инвалидами.

О том, как происходит на сегодняшний день обучение слабовидящих детей и детей с тотальной потерей зрения чтению и письму по системе Брайля, о возможности инклюзивного образования инвалидов по зрению пресс-службе Интернет-Портала NEDUGAMNET.RU рассказал Юрий Иванович Кочетков, главный редактор журнала «Школьный вестник», председатель Совета незрячих специалистов при Центральном правлении Всероссийского общества слепых:

«Безусловно, людям с очень ослабленным зрением Брайль необходим так же, как и полностью слепым. Например, в Словакии мне очень понравилась система обучения в одной из школ Братислав. Там чтению и письму по системе Брайля обучают всех без исключения: и слабовидящих, и детей с тотальной потерей зрения – не факультативом, а в рамках основной программы.

Все выпускники здесь владеют навыками письма и чтения по Брайлю. Нужно понимать, что в жизни бывает всякое, у многих слабовидящих людей зрение пограничное. С возрастом оно может стать еще хуже, именно поэтому систему Брайля лучше выучить в детском возрасте, а не в 40 или 60 лет.

До недавнего времени школы были в основном отдельно для слепых детей и отдельно для слабовидящих, однако сейчас такой практики не приходится наблюдать – это редкий случай. Школы стали смешанные. Да, часто можно встретить параллели: брайлевские классы и классы слабовидящих, там, конечно, учителю проще работать, но есть смешанные классы, и их немало. Там учатся и брайлисты, и слабовидящие дети. В таких условиях учителю приходится поломать голову, как донести ученикам тот или иной материал, приходится заниматься практически индивидуально с каждым учеником.

По поводу инклюзивного образования скажу так: во многих городах, где нет школ 3 и 4 вида, есть классы сохранного зрения на базе общеобразовательных школ. В таких классах отдельно учатся слабовидящие дети. Но проблема в том, что один год удаётся набрать 12-15 человек для класса, а другой год таких учеников набирается 3-4, и класс не открывается. Таким образом, дети с инвалидностью по зрению учатся вместе со зрячими, то есть на инклюзивной основе.

Такое обучение может и оправдано, если есть некая консультационная база, как для педагога, так и для родителей. Тем не менее, я бы рекомендовал в начальные классы все-таки отдавать детей в специализированные учреждения».

Источник: собственная информация

Все новости Тюмени

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА