Вчера, 2 декабря, в МБОУ ООШ № 77 города Тюмени прошел круглый стол на тему «Обучение детей с нарушением слуха. Реабилитация детей с нарушением слуха. Профессиональная подготовка лиц с нарушением слуха». Наталья Анатольевна Белякова, директор школы, отметила, что коррекционная школа №77 – единственное учебное заведение подобного рода в Тюмени.
«Наша задача – не просто обучить детей жить с тем или иным нарушением здоровья, не просто дать им какие-то знания и отпустить в неизвестность, а, прежде всего, воспитать их настоящими людьми, которые смогут найти себя и занять достойное место в жизни!» – такие замечательные, светлые, полные надежды слова сказала Наталья Анатольевна в начале встречи.
К слову, здесь присутствовали как представители родительских комитетов, непосредственно родители нынешних выпускников школы, так и специалисты реабилитационных центров Тюмени и представители Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области. А основной темой обсуждения стал вопрос о том, где и как молодым людям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением слуха, получить специальное и высшее образование.
Психолог-профконсультант Ольга Петровна Деменко представила информацию об организации работы по профессиональной ориентации инвалидов в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тюменской области» и о возможностях профессиональной реабилитации инвалидов г. Тюмени.
По ее словам, на сегодняшний день существует множество нормативных документов, регулирующих процесс обучения детей с нарушением слуха. «Сегодня правильно говорить не просто реабилитация инвалидов, а именно абилитация, потому как наша задача – не исключить ту или иную патологию, а обеспечить ребенку возможность полноценно жить и развиваться с имеющимся нарушением», – пояснила Ольга Петровна.
Сейчас порядок такой: выпускник коррекционной школы обязательно проходит профориентационные тесты, в зависимости от нарушения ему могут быть рекомендованы определенные профессии, создается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) и абилитации. После того, как школьник определяется с выбором профессии, документ с рекомендованными специальностями направляют в Департамент образования.
Многие родители отмечали, что часто так бывает: учебного заведения по желаемой профессии в Тюмени нет, и ко всему прочему нет никакой гарантии, что ребенок после обучения найдет себе работу.
Ольга Петровна признала, что тот перечень профессий, который есть, охватывает разные регионы, то есть указанные профессии получить можно, но не факт, что в Тюмени – нужно отправлять детей в другие города. «Это естественно, что родители не хотят отпускать от себя детей, тем более с нарушениями здоровья, в другой город. Но им стоит также понимать, что на базе различных коррекционных учебных заведений процесс обучения идет максимально адаптировано для инвалидов: это как попасть в большую семью. Питание, проживание, медицинская помощь и сама учеба – все это предоставляется бесплатно. А главное – человек получает достойную профессию».
Что же касается трудоустройства, то, по словам Ольги Петровны, сегодня все идет к тому, чтобы такой выпускник уже на стадии обучения был обеспечен будущим рабочим местом – осталось только до совершенства довести бесперебойное взаимодействие всех участников процесса реабилитации и обучения инвалидов. В Департаменте образования должны знать, сколько выпускников и по каким профессиям в текущем году идут учиться, они должны вовремя доносить информацию о зачислении в тот или иной вуз или колледж до семьи и заранее предполагать, где потом этот человек сможет работать. К слову, предприятия сейчас охотно предоставляют рабочие места для инвалидов, ведь всю финансовую часть по подготовке рабочего места берет на себя город».
Помимо всего прочего, специалисты дали совет всем родителям – настаивать на своих правах, для чего их нужно четко знать. Если учебное заведение по непонятным причинам отказывает инвалиду в обучении, нужно идти и разбираться.
Источник: собственная информация