Все дети разные, и множество пособий по воспитанию детей учат родителей тому, что нужно воспринимать их такими, какие они есть. Стоит разобраться, всегда ли нужно не обращать внимания на особенности в поведении ребенка, особенно, когда оно дает повод для беспокойства.
Многие мамы сталкивались с проблемой застенчивости ребенка. Как правило, родители воспринимают такое поведение как специфическую черту характера – необщительность, либо принимают это за невоспитанность. Однако проблема может не только скрываться где-то в глубине психики ребенка, но и обернуться весьма плачевными последствиями.
Современные исследования показывают, что патологическая стеснительность – серьезная проблема, которая нуждается в коррекции - и чем раньше, тем лучше.
Стеснительность – это не просто проявление характера, это психологическое напряжение, которое может проявляться в физиологическом состоянии (учащенное сердцебиение, сбивчивая речь, покраснение, неуклюжесть в действиях). Проблема таких детей – в их самоощущении, они концентрируются на мыслях окружающих о них, но не осознают собственные права на личное мнение, вернее сказать на его публичную огласку. Они в принципе боятся оценки со стороны.
Психологические особенности детей, для которых мир «полон опасности».
О физиологических причинах детской стеснительности сказано уже много, но стоит обратить также пристальное внимание на причины социальные. Ведь во многом от социума, в котором живет ребенок, зависит формирование его личности.
Характер малыша закладывается еще в утробе, но поведение ребенка определяет множество других факторов: социальный статус семьи, манера общения близких и родных, стиль воспитания, который применяют в отношении ребенка родители. Так, если ребенок от природы улыбчив и весел, то взрослым изначально с ними проще: его хочется взять на руки, насмешить, приласкать. У таких детей изначально формируется в сознании позитивная картина мира. Другое дело, когда малыш изначально задумчив, пассивен, замкнут в себе, хотя в раннем детстве говорить о «скрытности» как таковой сложно, за этой, на первый взгляд, отрицательной чертой характера, порой скрывается будущий «философ», «ученый» или «творческая личность», ребенок просто созерцателен, вдумчив, возможно, немного инфантилен, но это не есть плохо. Проблема в том, что с такими детьми сложнее, взрослый порой не знает «с какой стороны подойти»: рассмешить их сложно, они не всегда принимают ласку, а если обижаются, то, как правило, уходят в себя. Вот и получается, что вместо того чтобы изучить свое дитя, настроиться с ними на одну волну, завоевать его доверие, взрослые начинают воспринимать ребенка негативно, ругать его за проявления характера. В итоге получают закомплексованного, испуганного и абсолютно ассоциального ребенка, который может и был от природы награжден чем-то особенным, но родители посчитали, что это «плохие и ненужные черты характера», и «развили» их в серьезные психические отклонения.
Разве может этот малыш доверять миру, позитивно мыслить и свободно общаться с окружающими, если его с пеленок убедили в том, что он «ненормальный», что он не оправдывает ожиданий этого мира?
Дети не растут сами по себе, личность из них делают родители, и если что-то в их маленькой жизни уже не складывается, то ответственность полностью лежит на маме и папе. Ребенок должен понять ценность свободы, чтобы иметь свое мнение, чтобы не бояться действовать, он должен быть открыт новому опыту, страх неминуемого наказания или угрызений совести могут сделать из него «социального инвалида». Новаторство, самостоятельность, позитивное мышление – вот что отличает свободных духом детей. Да, они склонны к риску и их сложно контролировать, но, дорогие родители, разве ради контроля мы рожаем детей? Наша задача дать им духовную основу, заложить правильные ценности, но жить и получать от жизни уроки – это их задача.
Поэтому, если родители замечают, что ребенок застенчив, что появились признаки низкой самооценки, не стоит не ругать за это ребенка и ни в коем случае не подавлять его личность. Самый верный способ – мягко и грамотно корректировать его поведение, постараться, прежде всего, вернуть ребенку уверенность в себе.
Запомните, что нельзя оставлять все, как есть, но вот принимать наших детей такими, какими их создала природа, – это наш долг, и даже воспитывая своего ребенка, мама должна всегда брать во внимание особенности именно его психики, должна позволить ему просто быть собой. Тогда она будет с радостью в сердце наблюдать, как у нее растет самый счастливый и жизнерадостный человечек!
СТАТЬИ НА ТЕМУ: