Адреса и телефоны клиник

Криогенная аэротерапия в комплексном лечении, реабилитации и профилактики болезней человека

Чернышев И. С.
Главный врач МЦ «Мед-Крионика»

В широком смысле слова любое интенсивное или длительное воздействие холодом должно рассматриваться через призму теории стресса.
Вместе с тем, в сознании большинства людей холод воспринимается как абсолютный простудный фактор.
Такая негативная ментальность присуща и большинству врачей, что в значительной степени является тормозящим фактором при внедрении криогенной аэротерапии в клиническую практику.

Любой стресс и особенно температурный – один из главных двигателей эволюции. Не углубляясь в фундаментальные основы теории стресса можно обозначить две его стадии: физиологическую – конструктивную или реакцию выживания и патологическую – деструктивную или стадию истощения. Успешно реализованные позитивные энергетические эквиваленты общего адаптационного синдрома перекачиваются из соматического отсека в висцеральный и, наоборот, с возвратно-поступательными эхоподобными, регулирующими и восстанавливающими здоровье акцентами.
Однако в процессе эволюции человека сформировались мощные стрессовые коллатерали, напрямую запускающие процессы истощения. Генетически детерминированные психоэмоциональные рубцы, интегрально преломляясь через аппарат индивидуальной реактивности, могут усиливать вредное действие малых доз стресса, что приводит к мозаичным неадекватным расстройствам здоровья. Яркая иллюстрация тому – обыкновенный сквозняк, вызывающий широкую палитру простудных заболеваний у человека.

Таким образом, криогенная аэротерапия, как стресс-провоцирующая технология, логически должна стремится к экстремально низким для человека температурам, ниже минус 120?С, с целью: во-первых, минимизировать экспозицию, во-вторых, вызвать максимальную амплитуду стресс-лимитирующих процессов, в-третьих, усилить и расширить диапазон тканевых криоэффектов и, наконец, избежать перекачивания холодовых реакций в фрустрационные коллатерали.

В области практической криогенной аэротерапии более чем 30 летний мировой клинический опыт показывает, что интенсивный терапевтический эффект при общей аэрокриотерапии начинает проявляться от минус 120?С и достигает статистической достоверности при температурах ниже минус 160?С. Поэтому медицинская аэрокриотерапевтическая аппаратура должна иметь, как минимум, такой диапазон рабочих температур.
Общая криогенная аэротерапия – как классический пример научного развития эмпирических методов закаливания холодом природных значений, направлена на выполнение одной задачи, а именно - субтотальное воздействие криогенными температурами на кожные покровы человека в экспозициях не превышающих физиологическую фазу стресса.

Основная технологическая проблема, возникающая при разработке криокамер – это минимизация градиента температур по всей высоте рабочей камеры, проще говоря – минимизация повышение температуры на 1 метр высоты процедурной кабины и поддерживание экстремально низкой температуры во время всего периода процедуры.

Дело в том, что газообразное криогенное рабочее тело имеет низкую удельную теплоемкость. Помещение в такую среду человеческого тела, обладающего высочайшей энергонасыщенностью, резко повышает температуру газообразного хладоносителя. Если учесть также потери холода во время шлюзования и открывания дверей криокамеры, то становится понятным, что дозахолаживание всего объема рабочей камеры требует значительного количества холода и соответственно энергии.

Большой перепад температур в рабочей зоне камеры не дает возможности воздействовать низкими температурами, хотя бы минус 100-120?С, выше талии пациента. Это потому важно, что меньшее охлаждение (выше минус 50-80?С) на верхней части туловища воспринимаются организмом как простудный фактор, что, собственно, и обуславливает негативные последствия от такой криотерапии.

Клинические исследования показывают что, чем больше градиент температур во время процедуры и чем больше время входа в заданный экстремально низкий температурный режим, тем выше вероятность осложнений, протекающих по обычной простудной схеме. А у пациентов с выраженными воспалительными острофазовыми реакциями, с высокими СОЭ (> 25 мм/час) и титрами воспалительных интерлейкинов при воздействии холодом природных значений всегда наступает жесточайшее обострение основного заболевания с галопированием аутоиммунных процессов.

Тем не менее, большинство ученых, владеющих технологией криогенной аэротерапии считают ее самой универсальной и эффективной физиотерапевтической методикой в комплексной реабилитации любых органных и функциональных болезней человека.
Впервые криогенная аэротерапия была использована в конце 70-х годов прошлого века японским ученым Тосимо Ямаучи при лечении ревматических и ревматоидных поражениях суставов. Однако, очень скоро эта технология стала стержневой при комплексном лечении многих тяжелейших заболеваний, ранее, не поддающихся или плохо поддающихся лечению.

Сегодня по признанию зарубежных и отечественных специалистов существенными областями применения криогенной аэротерапии в комбинированной терапии (причем в качестве ценнейшего, базового элемента) являются: воспалительные заболевания суставов, дегенеративные заболевания суставов с вторичным воспалительным компонентом, заболевания позвоночника, коллагенозы, фибромосиндром, аутоиммунные заболевания.

Клинически и лабораторно установленный спектр терапевтических эффектов: обезболивающий, противовоспалительный, противоотечный, релаксирующий, репаративный, - обуславливает применение метода в качестве патогенетического лечения при обширном круге заболеваний.
Криогенная аэротерапия должна использоваться на всех этапах лечения и профилактики: клиническом, реабилитационном и оздоровительно-профилактическом.

За более чем 10 летний период изучения криогенной аэротерапии мы применяли данный метод при широчайшем круге заболеваний и, практически, всегда с великолепными результатами.

Псориаз, особенно с поражением суставов, диффузный нейродермит, экзема, ревматоидный полиартрит, болезни Бехтерева, в т.ч. периферические формы, посттравматические артриты, бронхиальная астма, хронические воспалительные и деструктивные заболевания легких, гипертония, болезнь Паркинсона, постинфарктные и постинсультные состояния, реабилитации онкологических больных после лучевой и химиотерапии и многие, многие другие болезни.

В каких областях медицины, какие методики криогенной аэротерапии используются в современной клинике и реабилитации лучше всего ознакомиться в практическом пособии «Аэрокриотерапия в современной медицине».

Вместе с тем мы считаем, что самым перспективным направлением использования криогенной аэротерапии является оздоровительно – профилактическое направление.

Еще в начале 90-х годов прошлого века совместно с профессором Головко Г. А. в г. Геленджике мы занимались реабилитацией экипажей подводников после длительного автономного плавания.

Поэтому наиболее ценным, на наш взгляд, является опыт применения общей криогенной аэротерапии при депрессивных состояниях, для снятия стрессового синдрома.

Подводники – специфичный и очень благодарный контингент для общей криогенной аэротерапии. В процессе получения криокамерных процедур улучшался сон, проходила раздражительность, агрессивность, повышалось настроение, проходила тяга к алкоголю и приему седативных и обезболивающих препаратов. Объективно уменьшался тремор и вегетативные реакции (потливость, дистония). Практически все пациенты отмечали улучшение общего самочувствия, повышение работоспособности и положительное влияние на половую функцию.

Тогда же, мы подтвердили результаты японской программы закаливания детей в криокамерах. Простудные заболевания у детей, прошедших 10-20 общих криопроцедур, наблюдались в 7 раз реже, чем в контрольной группе.

Чрезвычайно интересной с точки зрения увеличения амплитуды стресс–тренирующих механизмов и ускорения оздоравливающих процессов является, принятая в последние годы концепция, так называемой, пантермотерапии.

Проще говоря, это то же самое, что и сауна с холодным бассейном, обтирание снегом или купанием в проруби.

Оздоравливающие эффекты, получаемые в криокамере, после разогревающего сеанса в сауне, несоизмеримо выше, чем любые существующие медикаментозные и физиотерапевтические современные методики.

Вот почему, сегодня, для получения максимально быстрого общеоздоравливающего эффекта, криокамеры устанавливают вместе с саунами.
Что касается противопоказаний для криогенной аэротерапии, то несмотря на столь мощное маргинальное воздействие на организм, криогенная аэротерапия имеет, сравнительно, малый спектр абсолютных противопоказаний.

Во-первых – это васкулиты со склонностью к тромбообразованию (облитерирующий эндартериит, тромбофлебит и т. п.), во-вторых – злокачественные заболевания крови (острый лейкоз, серповидная анемия и т.п.), в третьих – острые декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и, наконец, инфекционные болезни в острой фазе, кроме ОРВИ и гриппа.

По нашему мнению выше перечисленные противопоказания на клиническом этапе лечения, т.е. в стационаре, можно считать относительными.
К относительным противопоказаниям мы относим любые локальные хронические воспалительные заболевания. Лечение, к примеру, гинекологических, ЛОР, почечных, урологических, воспалительных процессов с использованием криогенной аэротерапии должны сочетаться с максимальными медикаментозными и иным лечебными мероприятиями по санации этих очагов. В этом случае вы гарантированны от обострения, а ближайший и отдалённый позитивный результат такой комбинированной терапии всегда будет приближаться к стопроцентному.
Криогенная аэротерапия прекрасно сочетается с любыми лечебными, реабилитационными и оздоровительно-профилактическими мероприятиями и чаще всего занимает доминирующие, стержневые позиции в их алгоритмах.

При этом криогенная аэротерапия всегда работает в потенцирующим режиме.

Для санаторно-курортной индустрии криогенная аэротерапия, с мощными, быстрыми общеоздоравливающими эффектами - идеальная технология.
Практически все терапевтические, общеоздоравливающие или СПА – программы станут значительно более эффективными при включении в их алгоритмы криогенной аэротерапии.

Практика показывает – криогенная аэротерапия становится доминирующей технологией в любых клинических, реабилитационных, общеоздоравливающих программах лечебных и санаторно-курортных учреждений тогда, когда криогенная аэротерапия проводится на хорошей аппаратуре, с реальной возможностью мониторинга качества процедуры.

Поэтому выбор криогенной техники для экстремальной аэротерапии чрезвычайно важен.

Для потенциального покупателя криомедицинской аппаратуры нужно понять, что дизайн, эргономика, хотя и существенный элемент в бьюти инфраструктуре, для криогенной медицинской техники главное – это исполнительное устройство, т.е. процедурная кабина.
Производители-продавцы криокамер, практически, никогда не указывают в технических характеристиках своих установок: какой градиент температур (т.е. какое повышение температуры на один метр высоты) во время процедуры, и как мониторируется (т.е. измеряется температура) в процедурной кабине.

Пользуясь малой осведомленностью покупателя в области криогеники, производители, стараются отвлечь покупателя умозрительными или малозначимыми, достоинствами своей криокамеры, которые не имеют никакого значения для качества процедуры.
А как уже отмечалось выше – главная задача криокамеры более менее равномерное воздействие температурами не выше -120?С на весь кожный покров человека, т.е. по всей высоте тела человека.

Однако, рынок аппаратуры для криогенной аэротерапии развивается очень динамично и мы уверены, что в ближайшее время появится много хороших криоустановок для криогенной аэротерапии, как в России, так и за рубежом.
А пока, в России, да и во всем мире, на сегодняшний день, только установка «Криомед-01» может выдавать полноценную технологию криогенной аэротерапии.

Градиент температур во время процедуры в криокамере «Криомед-01» не превышает 5-10?С, а значение отрицательных температур до минус 180?С, в зависимости от заданной программы.

Мы вообще не считаем, так называемые, криобассейны «Каэкт-01-Крион», производимые в Санкт Петербурге или «Крио-Баррель», производимые в Польше, медицинскими аппаратами. Градиент температур в этих установках около 100?С на один метр высоты, процедурной кабины.
То есть, если внизу процедурной кабины в этих установках, скажем, температура минус 120?С, то на уровне груди пациента минус 20-30?С. В этом легко убедиться, измерив температуру во время процедуры, с помощью автономного термометра, поскольку в самой процедурной кабине этих установок датчиков температуры нет. Как правило, они установлены на выходе из термостата или в самой нижней части процедурной кабины.
Немецкая установка статичного холода «КриоСпейс Кабин» фирмы «КРИО Медицинтехник» напоминает сауну.

Форкамера, образно говоря «предбанник», а непосредственно процедурная кабина - как маленькая сауна. Для того чтобы «натопить» такую криосауну необходимо 1,5-2 часа.

Более того, принцип изготовления холодного воздуха на каскадах хладоновых смесей, которые используются в «КриоСпейс Кабине» не может выдавать криогенные температуры. Минус 90-100?С – это максимум, что можно получить на хладонах. Пустую процедурную кабину можно ещё захолодить, подавая воздух с t -100?С, до такой же температуры.

Но как только в процедурную кабину заходит пациент, моментально температура в верхнем объеме кабины повышается на 40-60?С.
Отвести поступление такого огромного количества теплоты, подавая воздух с температурой минус 100?С, ни теоретически, ни практически невозможно. Таким образом, установка «КриоСпейс Кабин» хотя и отличается традиционно хорошим для немцев техническим исполнением и дизайном, но сама по себе громоздка, сложна и дорога в эксплуатации, а самое главное не выдает технологию криогенной аэротерапии. О цене самой установки лучше даже не говорить.

Покупатель криокамеры должен понимать, что на современном этапе купить установку для криогенной аэрокриотерапии, относительно недорогую по цене и по эксплуатации, которую, образно говоря, можно было бы включить в розетку и получить при этом полноценную технологию криогенной аэротерапии, минус 120?С, минус 180?С, практически, невозможно.

Последнее время все чаще появляются заказные, псевдонаучные статьи, что температуры, минус 60?С минус 90?С, так же весьма эффективны для криотерапии. Это чистой воды обман.

Криогенный стресс белка, клетки, органа, системы и целостного организма, в силу своей экстремальности, на начальном этапе, провоцирует в большей степени неспецифические стресс-лимитирующие механизмы общего адаптационного синдрома, чем систему терморегуляции.
Именно такая последовательность реакции всего организма на качественную криогенную аэротерапию и является зонтиком против простудного фактора.

А воздействие холодом природных значений или пограничных с ними, выше минус 70-90?С, чаще всего сразу сбрасывается, особенно с верхней части туловища, области, так называемого, "теплового ядра", в стрессовые, простудные коллатерали с помощью, эволюционно сшитых с этими коллатералями, генетически детерминированных, фрустрационных механизмов терморегуляции, что вызывает обыкновенную П Р О С Т У ДУ.
Это в полной мере соотносится с результатами исследований НИИ биофизики по проблеме общей гипотермии.

Наша фирма «Мед-Крионика» более 15 лет занимается разработкой и производством криокамер и локальных аппаратов для криогенной аэротерапии. И хотя мы, не без основания, считаем наши криокамеры и локальные аппараты лучшими в мире, эту ситуацию мы расцениваем как негативную.

Отсутствие достойной конкуренции ведет, как правило, к стагнации, а у нас есть в столе очень много перспективных проектов.
Тем не менее, более чем 35-летниий опыт успешного использования в своей медицинской практике криомедицинских методик приводит меня к глубокому убеждению, что даже при тех простейших методиках, которые сегодня применяются и у нас, и за рубежом, криогенная аэротерапия может и должна внедряться в широкую клиническую практику и профилактику. Но только при научно обоснованном и строго регламентированном методологическом обеспечении.

Вместе с тем, возможности криогенной аэротерапии далеко не исчерпаны. Крайне важно продолжить более углубленное изучение криогенной аэротерапии с целью: обозначить исходные точки гомеостаза и индивидуальной реактивности организма, как для конкретного пациента, так и при конкретных болезнях, что крайне важно для индивидуализации алгоритмов криогенной аэротерапии по температуре, кратности и количеству процедур. А для этого необходимы криотерапевтические комплексы с максимально возможным диапазоном низких температур и достоверным мониторингом качества процедуры.

Стимулирующее действие, расширяющее функциональные возможности организма, “антистрессовое шунтирование”, которыми обладают общая криогенная аэротерапия, чрезвычайно актуально, особенно в нашей российской действительности. Подобная поддержка здоровью сегодня нужна всем, кто работает “на износ”, всем, кто ведет активный социальный и деловой образ жизни, от президента до рядового россиянина. Она просто жизненно необходима.

Как и способ длительного закаливания, криогенная аэротерапия обнаруживает универсальный гомеостазостимулирующий, гомеостазопротекторный, гомеостазомодулирующий характер, но в очень короткие, сжатые во времени, сроки.

Мы убеждены, что с приобретением номинального практического опыта в области криогенной аэротерапии и вообще в области криомедицины, у всех специалистов, обладающих здравым и аналитическим умом, так же появится уверенность, что такое стратегическое, глобальное направление науки и техники как криомедицина может сегодня кардинально, революционно усилить реабилитационное и профилактическое плечо современной восстановительной медицины и реально улучшить здоровье нации, продлить активный социальный и биологический период жизни человека, включая репродуктивную функцию.

Источник: http://www.medlinks.ru

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА