Адреса и телефоны клиник

Психиатры и Психологи в Тюмени

Каждый человек (впрочем, как и любое живое существо) обладает психикой. Наличие психики - единственный существенный признак, отличающий живое от неживого. И с этим никто не стал бы спорить. Однако, исторически сложилось так, что корень "псих" слова "психика" у любого человека вызывает некоторое напряжение. Ровно как и слова "психиатр", "психоневролог", "психотерапевт", "психолог" и "психоаналитик". Все эти слова объединяет общий корень "псих", но что же между ними есть общего еще, и что отличает названные специальности?

Существует мнение, например, что психиатры лечат психически больных людей ("психов"), а психологи помогают психически здоровым людям, оказавшимся в затруднительных жизненных ситуациях.

Применительно к нашей стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но специализация психиатра вовсе не подразумевает непременно лечение людей с психическими заболеваниями. За рубежом есть штатные психиатры в армии, крупных компаниях, школах, психиатры ведут частный прием и к ним обращаются вполне психически здоровые люди. С другой стороны, и психологи работают в психиатрических клиниках. Словом, есть психиатры (и в нашей стране), специализирующиеся на работе с психически нормальными людьми, и есть психологи, специализирующиеся в области психических заболеваний (патопсихологии).

Существует мнение, например, что психотерапевты оказывают помощь психически здоровым людям с "расшатанными" нервами, прописывая им те или иные препараты (снотворные, транквилизаторы, антидепрессанты и т.п.).

Применительно к нашей стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но это связано исключительно с советской "традицией" в медицине. Психотерапевты могут также работать с психически очень больными людьми, и психотерапия не сводится к тяжести заболевания и имеет весьма отдаленное отношение к заболеваниям нервной системы (на заболеваниях нервной системы специализируются невропатологи). В мировой практике различаются понятия "психотерапия" и "фармакотерапия". При проведении собственно психотерапии врач не использует никаких лекарственных препаратов и воздерживается от их назначения лично, а в случае необходимости, направляет пациента к коллеге. Словом, если врач в своей практике использует только лекарства, строго говоря, - он не может называться психотерапевтом. И, с другой стороны, психолог, никогда не использующий в своей практике медикаментозное лечение, может проводить психотерапию.

Существует мнение, например, что врачи-психиатры или врачи-психотерапевты занимаются лечением, а психологи дают советы.

Применительно к нашей стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так. Но врачи-психотерапевты, занимающиеся собственно психотерапией, часто предпочитают не использовать слово "лечение", также как психологи, занимающиеся психотерапией, избегают давать советы.

Откуда взялась эта путаница?

Мнение, что психиатрия занимается психическими отклонениями, а психология - вариациями в пределах нормы - обусловлено исключительно историческими причинами. Все дело в том, что психиатрия родилась как наука в связи с попытками лечения психических заболеваний, уже являясь разделом медицины, а психология появилась в результате попыток объяснения таких психических процессов как мышление, восприятие, память, и т.д. в рамках нормы, уже являясь разделом философии. Таким образом, психиатрию и психологию объединяет общий объект исследования - психика, а разделяют исторические предпосылки определения цели. Рождение и психиатрии, и психологии как науки следует отнести к XIX столетию, но и до этого врачи пытались лечить душевные заболевания, а философы изучали душу человека. Таким образом, и врачи, и философы двигались параллельно, но преследовали разные цели. В психиатрии на первое место ставилась утилитарная цель - излечить психическую болезнь, а теоретическое осмысление проводились, так сказать, попутно, а философы хотели постичь суть явления психики человека, вообще мало заботясь о практическом применении своих гипотез.

Психиатрия и психология сошлись вместе исключительно благодаря Фрейду. Фрейду удалось гармонично объединить практичную медицинскую психиатрию и спекулятивную (абстрактно-философскую) психологию воедино. В результате такого синтеза родился новый раздел человековедения - психоанализ, психоанализ как техника лечения, и психоанализ как наука, изучающая психику человека (термин "психоанализ" таким образом получил два нетождественных значения).

Открытие техники психоанализа, которая дала возможность формироваться психоанализу как науке, стало возможным благодаря двум фундаментальным открытиям, гениальность которых, как всегда, заключается в их простоте и очевидности.

Во-первых, Фрейд, отличаясь от своих коллег-психиатров, проявлял особый интерес не только к симптомам своих пациентов, но ко всему, что они сообщали, потому что не считал мысли, как тогда выражались, "нервнобольных пациентов" не заслуживающими внимания.

Во-вторых, Фрейд начал формировать свою психоаналитическую теорию не только на основании изучения, как тогда говорили, "нервных болезней", а, прежде всего, на основе анализа нормальных проявлений психики человека: оговорок, острот, ошибочных действий, забываний и, конечно, сновидений. Если рождение психоанализа связывают с выходом в свет книги "Толкование сновидений", то можно сказать, Фрейд начал психоанализ с самоанализа, потому что большая часть представленных в книге сновидений составляют сновидения самого автора.

Итак, основная заслуга Фрейда заключатся в том, что он разрешил своим пациентам говорить и допустил возможность существования единых законов функционирования психики, как для больных, так и для здоровых людей, все остальные открытия Фрейда появились благодаря этому и как следствие этого.

Но что общего между этим двумя базисами, которые позволили излечивать неврозы больных людей и помогать разрешать неразрешимые жизненные ситуации вполне здоровым людям? Ответ может показаться еще более удивительным в своей простоте: Фрейд первым решил признать, что психика существует не только у психически больных людей, но и, как это говорят теперь, у "практически здоровых". Психика - свойство всего живого, а не признак патологии. Конечно же, это никто и не оспаривал, но бессознательно, и врачи, и, так называемые, нормальные люди, стараются не думать о психическом, потому что это вызывает неприятные ассоциации.

Любопытно отметить, что Фрейда никогда не называют психиатром, а сам он, являясь врачом по образованию, свою теорию называл глубинной психологией или метапсихологией (а не глубинной психиатрией или метапсихиатрией). Вероятно, и Фрейду было не по душе слово "психиатрия".

О страхе сойти с ума. Разделение на психическое и психологическое, как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически не оправдано. Если говорят, что у человека психические проблемы - чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о "психологических проблемах" у человека также семантически неверно, как говорить о "медицинских проблемах", вместо "проблем со здоровьем".

Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: "психика человека" и "психология человека". Таким образом, слово "психология" стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово "психика". И слово "психология" слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание "психологическая поддержка" невозможно заменить на "психическую поддержку". Слово "психическое", все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание "психическая поддержка" вызовет, скорее, ассоциации с "психической обработкой".

Между прочим, определение психологии как науки о душе - исторически понятно, но не оправдано. Термин "душа" (по-гречески "психе") имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу "изучали" религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.

Однако, если кого-то пугает слово "психика" по ассоциации с "психическими болезнями", то его должно также пугать слово "душа" по ассоциации с "душевными болезнями". Однако, надо признаться, слово "психический" более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.

Но если человек "боится" всего, что связано с психическим - на это должно быть много причин.

Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие, когда еще каких-нибудь несколько десятилетий назад использовались такие варварские способы "лечения" как электросудорожная терапия и лобоэктомия (вспомним, хотя бы, "Полет над гнездом кукушки").

Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.

И в этом главное пугающее значение слова "психика". И дело, даже, не в том, что если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой - его окружающие сразу приписывают к "психам", так сказать, приклеивают ярлык, хотя и это очень важно.

Подумать о психическом жутко, потому что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы, и мы все об этом знаем. Об этом знают, конечно, и психиатры, и мы об этом тоже знаем. И нам жутко от самого факта визита к психиатру (а, заодно, и к психоневрологу, психологу или психоаналитику), потому что нас страшит не только то, что у нас могут обнаружить психические отклонения, а в большей степени то, что нам об этом даже не попытаются сказать правду.

Но некоторые люди набираются смелости и приходят к психологу, несмотря на то, что в наименовании его специальности присутствует корень "псих".

www.litiana.ru

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА