Родители очень часто задаются вопросом, как приструнить ребёнка, чтобы он слушался, но гораздо реже они спрашивают себя, а в чем причина непослушания.
Прежде всего, родителям нужно понять одну истину: их ребенок – это не щенок, не безвольная игрушка. Ребенок – тоже личность, пусть еще маленькая, но все-таки личность со своим мнением и своими потребностями.
А потребности у детей, вопреки опять же большинству мнений, могут быть не только материальными, но и духовными, моральными.
Парадокс современного мира заключается в том, что чем дальше идет прогресс, тем больше страдает духовность человека. Дети – существа с тонкой душевной организацией, и они этот дефицит духовности чувствуют очень остро. Им необходимо понимание во всем, ответы на многие реалии жизни, которые порой ставят их в тупик.
Вспомните, даже вы в свое время от мам слышали что-то вроде: «Ты чего ноешь, то не так, это не так. У тебя вон все есть: игрушек полный дом, конфет накупили, в кино сходили. Вот дети в войну жили, ничего у них не было – они куску хлеба радовались! А ты стонешь вечно!»
Знакомо, не правда ли? И эти мамы правы на счет войны. Действительно, когда вокруг голод и разруха, то кусок хлеба – это предел мечтаний для любого ребенка. Но скажите на милость, с какой стати ребенку в мирное время мыслить теми же категориями, что и в войну?
Мы живем в относительном МИРЕ, людям не нужно мобилизовать свою психику и программировать организм на выживание. Дети в такое время растут более чувствительными, требующими заботы, ласки, внимания. И в отсутствие удовлетворения этих потребностей они начинают капризничать и не слушаться.
Чтобы не капризничать, ребёнку важно чувствовать себя:
· нужным,
· любимым,
· значимым и полезным,
· сильным,
а также:
· чувствовать своё пространство и свою территорию,
· иметь возможность исследовать окружающий мир.
Прочитав это, многие могут подумать, что коли так потакать ребёнку, то что из него вырастит? Но это однобокий взгляд, а мыслить нужно шире: ваша задача – не потакать, а научиться вести с ребенком диалог, переговоры, ведь он тоже имеет право на свое мнение.
Когда ребенок отказывается что-то делать, он пытается проявить силу. Вы можете отдать приказ, как в тюрьме сатрого режима. Но тогда не удивляйтесь, что ваш сын, например, вырастит слабаком, не способным отстоять свою точку зрения.
Возможно, лучше сказать так:
«Хорошо – ты не хочешь делать это, но как мне тогда быть, ведь одна (один) я не справлюсь, мне нужна твоя помощь, ведь ты у меня такой сильный (если девочка, можно сказать: такая умная)! Может быть, просто ты поможешь мне в каком-то другом деле, если это тебе не нравится? Нам нужно договориться, ведь я очень дорожу тем, чтобы у нас были хорошие отношения, и мы могли помогать друг другу».
Таким образом, вы сможете:
· Выработать у ребенка дипломатические навыки.
· Повысить его самооценку.
· Повысить его уровень доверия к вам.
Если ребенок, наоборот, делает то, чего делать совсем не нужно, значит, им движут две вещи: отсутствие внимания и жажда эксперимента.
Вместо того чтобы предоставлять школьника самому себе, а потом истерично орать, что он прыгал по гаражам, разодрал куртку и попробовал сигарету, извергая при этом на ребёнка весь багаж знаний самых жутких обзывательств, лучше запишите его в секцию скалолазания, сходите с ним в поход, а по выходным возьмите привычку уделять хотя бы пару часов каким-нибудь развивающим занятиями. Купите набор юного химика и ставьте вместе удивительные опыты! Ребёнок с такой насыщенной и интересной жизнью никогда не пойдет лазить по гаражам и курить сигареты.
В отношении детей младшего возраста это правило также работает. Научитесь концентрировать внимание малыша на том, что его увлекает, и он не будет капризничать. Порой бывает достаточно поставить таз с водой и запустить туда рыбку (есть совершенно копеечные рыбки в зоомагазинах), чтобы малыш «завис» возле этого тазика на полчаса, а то и больше. Да, вокруг будет вода, и он тоже будет в воде. Но ребёнок не сможет познавать мир, оставаясь при этом все время чистеньким и сухим!
Если вы научитесь вести диалог со своим ребенком с малых лет, научитесь слышать не только себя, но и его, не наставить на своем, а предлагать альтернативу, направите энергию малыша в благое русло и выстроите доверительные с ним отношения, поверьте, его взросление принесет вам гораздо меньше хлопот и разочарований.
Подростки ругаются на родителей, окунаются в бездну вредных привычек, убегают из дома и врут не потому, что они плохие от природы, просто, когда-то они слишком часто слышали что-то вроде:
«Займись делом, не отвлекай меня!»
«Да не стони же ты, в кого ты такой размазня!»
«Откуда я знаю, что это и как оно называется. Не задавай дурацких вопросов!»
«Мне плевать, что ты думаешь, ты сопля еще думать!»
«Какие у тебя могут быть страдания? Жить еще не начала, а уже страдает!»
И многое другое в том же духе, что окончательно убивает веру в себя, светлое будущее и ощущение того, что ты хоть кому-то в этом мире нужен.
И последнее, очень спорное, и порой совсем неуместное родительское наставление:
«Нет слова не могу, есть слово "надо"!»
Это не плохая фраза для армии, для ситуации, когда опустить руки будет равносильно гибели, но не для маленького ребенка, у которого действительно мог иссякнуть энергетический потенциал на выполнение то или иной задачи.
Возможно, нужно просто поинтересоваться, а что могло бы мотивировать ребёнка на выполнение работы. Может, поход в кино в пятницу вечером или вкусное мороженое перед тем как сесть за уроки, или целых два часа с мамой за построением в комнате настоящего шалаша. Не поленитесь, узнайте, о чем мечтает ваш ребёнок, вы удивитесь, насколько эти мечты незатейливы и просты в исполнении и насколько может быть благодарен ребёнок за их осуществление.
Мы взрослые знаем одну чудовищную истину: «Жизнь – это борьба». Легче нам от этого живется? От того, что наши родители нам когда-то навязали свой стереотип мышления?
Даже если это и так, вашему ребёнку не обязательно об этом знать в пять, семь или даже десять лет. У него еще будет время понять, что жизнь – сложная штука. А детство – для того, чтобы жизнь была удивительной, яркой, полной ярких эмоций, открытий и свершений. И будет лучше, если из детства ребёнок вынесет светлый, добрый, милый сердцу образ мамы, а не образ надзирателя, который может только отдавать приказы.