Наличие у человека ног еще не гарантирует ему возможности быть футболистом, а рук – владения игрой на фортепиано. Зрение созревает в первые годы нашей жизни под влиянием видимого мира, который нас окружает.
К возрасту 5-7 лет у ребенка глаз вырастает почти до взрослого размера и развивается среднестатистическое, т.е. 100 % зрение и определенный зрительный опыт – автоматического распознавания предметов.
Как это происходит?
1. Сначала мы замечаем, случайно или специально, какой-то объект в поле зрения, переводим на него взгляд, это делает возможным четкое восприятие деталей объекта.
2. Свет от предмета, попавший на сетчатку, превращается в нейронах (нервных клетках) в электронные сигналы, которые несут информацию о границах, цвете, яркости, контрасте в центральную часть зрительного анализатора – головной мозг.
3. Далее этот «набор ощущений» путем автоматического сравнения с хранящимися в памяти зрительными образами обретает свое название «Это цветок!»
4. На последнем этапе человек принимает какое-то поведенческое решение, что ему делать дальше в ответ на увиденное, как реагировать.
Если в результате какого либо глазного заболевания поражаются оптические среды, сетчатка или зрительный нерв, то во всем механизме зрения страдают только два первых этапа. На четвертом же этапе появляется оценочное суждение: «я вижу плохо» или «Я - слепой». Человек начинает щадить свои глаза и, не зная механизмов как ему пользоваться оставшимся зрением, теряет его непропорционально больше истинному состоянию глаз.
Именно поэтому в офтальмологии применяют систему функциональной реабилитации зрения под названием «психофизиологическая коррекция».
Эта система, прежде всего, направлена на восстановление способности по преодолению недостатков глаза. С ее помощью развивается сначала сознательный, а потом автоматический механизм зрения. Лечение проводится один раз, потому что, научившись однажды «смотреть и видеть», человек совершенствуется каждый день, пользуясь своими глазами, так как они могут видеть.
Последовательность, а также собственно временные и амплитудные параметры проводимых коррекционных мероприятий определяются выраженностью зрительных нарушений, офтальмологическим статусом и общим состоянием пациента. При этом в рамках «долговременной» коррекции осуществляется применение всего указанного диапазона методов, «оперативная» коррекция включает, как правило, лазерные методы стимуляции.
Проведение функциональной коррекции зрения осуществляется 10-дневным курсом по 1 сеансу в день в течение 40-50 минут. Периодичность проведения курсового лечения составляет 6-12 месяцев. Важно подчеркнуть целесообразность проведения между курсами поддерживающей медикаментозной терапии.