Детский аутизм - расстройство, возникающее в результате нарушения развития нервной системы. Основной характеристикой данного расстройства является дефицит социального взаимодействия и коммуникаций с другими людьми, а также ограниченный набор интересов и повторяющиеся однообразные действия ребенка. Все указанные особенности проявляются в возрастном периоде до трёх лет.
В настоящее время истинные причины развития детского аутизма не известны.
Существует ряд гипотез, имеющих клинические и экспериментальные подтвержденья о природе расстройства:
Наряду с указанными выше существуют также психологические и психоаналитические причины возникновения детского аутизма. Важную роль играют генетические факторы, осложнения в период внутриутробного развития плода и при родах.
Основные признаки детского аутизма:
Критерии оценки:
Условно выделяют 4 формы развития раннего детского аутизма:
1. Полная отрешённость от окружающей среды. У ребенка отсутствует социальная активность при попытках взаимодействия, ребенок отстраняется и чувствует себя крайне дискомфортно. Даже родителям или родственникам ребенка трудно получить какую-либо реакцию ответную реакцию на обращение – взгляд, улыбку. Дети этой группы, предпочитают не иметь никаких контактов с внешней средой. Тщательно избегают различных телесных контактов с другими людьми, очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза.
2. Активное отвержение окружающей среды. Проявляется в виде избирательности при контакте с внешним миром. Ребёнок общается только с сугубо ограниченным кругом людей, чаще всего это родители и близкие родственники. Имеет повышенную избирательность в выборе еды и одежды. При любом изменении привычного режима дня у ребенка наблюдается сильная аффективная реакция. В поведении характерно большое количество речевых и двигательных стереотипий.
3. Увлеченность аутистическими интересами. Дети данной группы прячутся от окружающей действительности в своих интересах, однако характер их увлечений имеет высокую стереотипичность и не несет познавательного характера. Все увлечения имеют цикличный характер, состоящий из повторяющихся этапов, сюжет игр или увлечений чаще всего мрачный, устрашающий или агрессивный.
4. Трудность во взаимодействии с окружающими людьми. Наиболее легкая форма детского аутизма. Отличительной чертой является повышенная ранимость ребенка, высокая чувствительность к оценочному суждению со стороны окружающих.
Родителям необходимо быть внимательными к процессам развития ребенка, проходить регулярные осмотры у врача педиатра.
Если вы заметили у ребенка какие-либо симптомы аутизма, необходимо обратиться к врачу и психологу для проверки состояния ребенка.
Если аутизм диагностирован, необходимо как можно скорее начинать комплексное лечение.
Лечение необходимо проводить комплексно, существует три основных компонента:
Необходима комплексная и разносторонняя лечебно-реабилитационная терапия. Педагогическая и медико-психологическая помощь наиболее эффективны в возрасте до 5-7 лет в период основных этапов формирования личности.
Применение медикаментозного лечения дает наиболее хорошие результаты в возрасте до 7-8 лет, после указанного возраста характерно только симптоматическое действие.
Перспективы применения медикаментозной терапии зависят от нескольких факторов: время начала лечения, регулярность приема препаратов, индивидуальная обоснованность средства, необходим комплексный прием с прочими лечебно-реабилитационными мероприятиями.
У детей с аутическим расстройством значительно повышен порог болевой чувствительности, поэтому ребенок может не реагировать на сильные болевые раздражители, что может привести к различным травмам.
Методов профилактики данного расстройства не существует.