Ковид в лицах

Ковидная пандемия отодвинула на второй план многие серьезные заболевания. Это неправильно, но такова реальность. А у вас кто-то переболел коронавирусом? Раньше на этот вопрос можно было чаще услышать «нет», но теперь этот ответ встречается все реже - вирус захватывает целые семьи. У каждого человека своя история взаимоотношений с ковидом, но есть и много общего. Пусть врачи собирают свой анамнез – как-никак недуг для медицины новый, необходимо накапливать знания о нем. А мы попробуем сделать свой срез пациентов, перенесших COVID-19. Думаете, какой общий симптом их всех объединяет? Нет, это не потеря обоняния - это тревога, страх и паника.

Алена, 44 года

За несколько дней до положительного теста на коронавирус я простудилась – обычный насморк, першение в горле, легкий кашель, небольшая температура. Но так как в городе уже была неблагополучная ситуация по коронавирусу, то, конечно, беспокоилась – а вдруг? «Да чувствую я запахи, чувствую!» - сказала сыну на его вопросительный взгляд, когда закашлялась. Потом решила понюхать какой-то крем. И ничего не почувствовала! В дело пошли сильные духи, ароматизаторы и даже ацетон. Никаких запахов. Ощущение, мне кажется, схожее с тем, когда у человека происходит приступ клаустрофобии – ты словно находишься в каком-то замкнутом пространстве и не можешь из него вырваться.

Дело было вечером, я посоветовалась с сестрой, которая перенесла коронавирус, а утром побежала сдавать платно тест на ковид. На третий день результат был готов – положительный. Мы с сыном сразу же изолировались, чтобы никого не заразить. Я сама позвонила в поликлинику, сообщила им о положительном тесте. На следующий день уже с утра пришел врач из поликлиники. Я удивилась, что на нем не было ставшего уже привычным в сегодняшних реалиях «обмундирования космонавтов», а просто халат, маска на лице. Врач мне бесплатно выдала антибиотик и капли «Гриппферон», послушала – дыхание жесткое, сатурация нормальная. Сына не смотрела. Так как у меня хроническое заболевание легких, то мне нужна была еще и компьютерная томография. Правда, врач сказала, что на нее очередь, поэтому придется подождать.

В этот же день позвонили из Роспотребнадзора, записали наши данные, спросили, с кем я контактировала. К счастью, работаю удаленно, поэтому контактов было немного. Позвонили еще из центра Covid-19, и молодой человек с приятным голосом расспросил, получила ли я необходимую помощь.

Я уже слышала, что проблемы с медицинской помощью в городе есть, и недоумевала – все же хорошо, такие все внимательные, заботливые. Заболевание я переносила легко – небольшая слабость, температура, одышка. Но я очень боялась за легкие, а по поводу КТ мне все не звонили. Прошло несколько дней, и я попробовала сама в поликлинике выяснить, что с томографией, когда подойдет очередь. Там ничего не знали. Позвонила на горячую линию Департамента здравоохранения Тюменской области, дозвонилась сразу же. И дело сдвинулось. Меня записали на КТ на следующую неделю, сказали, что машина заберет, увезет и привезет обратно.

Пока ждала, пришли взять повторный мазок. Настояла, чтобы у сына взяли тоже. Иначе как определить, что он не болеет? Ведь никаких анализов он не сдавал. Взяли и у него. Потом сообщили, что наши результаты отрицательные.

Когда подошел день КТ, а мне было назначено конкретное время, машина все не приезжала. Я пыталась выяснить что-то в поликлинике, но там никто ничего не знал. Потом все-таки машина подъехала – обычная легковушка, заднее сидение застелено целлофаном. Сопровождавший меня медик был в обмундировании, а вот водитель сидел только в маске. Мы заехали еще за двумя женщинами с ковидом, утрамбовались все на заднем сидении и поехали в инфекционную больницу.

Небольшой тамбур, где надо было разместиться и заполнить соответствующие документы. Запомнилась девушка, которая ужасно кашляла. КТ ей уже сделали, ждали результата, чтобы определить, есть ли необходимость в госпитализации. Не госпитализировали. Как я услышала из разговора медиков, которые нас сопровождали, сейчас даже с 60% поражением легких не госпитализируют – мест нет. И вообще, сказали они, работать уже скоро некому будет, так как многие заболевают. С этого момента паника, зародившаяся еще в начале болезни, меня уже не отпускала.

После КТ меня отвезли домой. Через несколько дней взяли третий мазок. Он тоже оказался отрицательным. Сказали, что я могу не изолироваться. Результат КТ узнала уже только у врача, записавшись к нему на прием. 0% поражения легких.

Оглядываясь назад, понимаю, что мне очень повезло так легко перенести заболевание, все остальное кажется мелочью, особенно на фоне тех страшных историй про ковид, которые слышу практически каждый день.

Тимур, 24 года

В конце сентября ночью у меня поднялась температура до 37,5 градусов. Заразился, думаю, от родителей, которые на тот момент болели уже оба. Сначала думали, что обычное ОРВИ, но потом подтвердился ковид. А я на момент их болезни бывал у них в доме.

Три дня у меня держалась температура 37,5, потом поднялась до 38,5. В начале октября, перед тем как меня положили в больницу, градусник уже показывал 39,5. Сначала, правда, просто вызвали врача из поликлиники, которого пришлось долго ждать, до ночи. Он взял мазок и выписал «Сумамед» и «Арбидол». Состояние не улучшалось, мне порекомендовали пить «Левофлоксацин». Мазок оказался положительным.

Видимо, мои легкие врачу не понравились, он мне назначил компьютерную томографию. Когда провели обследование, то оказалось, что поражение легких 20%. Вроде бы немного, с таким лечатся дома. Но совершенно неожиданно у меня началось кровохарканье, потом два раза тошнило. Врач принял решение положить меня в больницу. Несмотря на то, что мне было очень тяжело, к кислороду меня все-таки не подключали – не было для этого показаний. Ставили капельницы, давали таблетки, через несколько дней стало получше. В палате со мной лежал мужчина 50 лет под ИВЛ, другой мужчина 42 лет находился в больнице уже полтора месяца, у него была какая-то хроническая болезнь, очень тяжело дышал. В целом, в стационаре я пробыл неделю. Обследования показали, что легкие пришли в норму.

Все время, пока болел, у меня было тяжелое психологическое состояние – подавленность, какой-то провал, никогда не испытывал таких сильных эмоций. Тревожность сохранялась еще дней десять после больницы. Я вроде бы восстанавливаюсь, но если выдается активный день, то к вечеру чувствую небольшую усталость.

Альбина, 47 лет

Вечером у меня резко поднялась температура. Чувствовала себя как при гриппе – ломило руки и ноги. Думала, что отлежусь один день и состояние улучшится, даже подозрения на то, что это коронавирус, не было.

На второй день состояние стало совсем непривычным – все тело ломило, внутри чувствовался жар, першение в горле, постоянно хотелось пить, держалась высокая температура. Первую неделю болезни совсем не помню, какой-то провал в памяти. Запахи не чувствовала, исчез вкус, впрочем и аппетита не было. За две недели я похудела на семь килограммов. Одышкой я не страдала, да и сатурация ниже 97 не опускалась.

Мне становилось все хуже и хуже. Я уговорила врачей из поликлиники, что мне нужно назначить компьютерную томографию. Согласились они не сразу, КТ мне сделали на пятые сутки.

Поражение легких на тот момент оказалось 40%, но в больнице меня не оставили, сказав, что сейчас показаний для госпитализации нет - нужно 50%. Повезли лечиться домой. Кстати, в итоге болезни КТ показало, что поражение легких у меня увеличилось до 60%.

Пила «Амоксиклав», потом подключили «Сумамед», затем «Левофлоксацин». Сдвигов не было, мне становилось все хуже, температура была почти 39 градусов. Я каждый день вызывала врача из поликлиники, у меня оказался очень адекватный терапевт, видимо, она добилась все-таки моей госпитализации. Но я сутки еще ждала скорую помощь, прежде чем меня отвезли в больницу. Там ставили капельницы, гормоны, антибиотик – все вместе дало хороший результат, мне стало легче.

Девять суток я пролежала в больнице, первое время не могла подняться с кровати. На шестой день спала температура, и тогда я только поняла, что, наверное, буду жить. А вот ощущение безысходности оставалось еще очень долго. Паники и страха еще добавляет то, что никто толком не знает, как лечить заболевание, даже сейчас читаешь новости, наступает удушье какое-то – неизвестно, с какими последствиями для организма столкнутся переболевшие.

Я уже давно дома, но слабость еще сохраняется, хотя, конечно, это не сравнить с состоянием, когда я приехала из больницы. Зашла домой, а девятилетний сын даже заплакал: «Мама, ты будешь такой, как раньше?» Пообещала, что буду.

Я честно стараюсь, но слабость еще сохраняется, даже домашние дела даются нелегко – надо посидеть, отдохнуть. Час погуляем, устаю, надо полежать, отдохнуть. Температура утром нормальная, а к вечеру может подняться до 37. Делаю зарядку для легких.

Изначально было такое ощущение, что воздуха не хватает, но стало легче. Сатурация в норме - 99, пульс, правда, повышенный.

Переболели все мои домочадцы. Очень волновалась за мужа, так как он астматик. Но он перенес ковид гораздо легче. А вот старший сын тоже попал под госпитализацию.

Не могу сказать, что я полностью поправилась. Ощущение депрессии не покидает, многое начинаешь видеть совсем по-другому, понимая, что от этого вообще никто не застрахован. Мы сидели дома во время самоизоляции, как солдаты, носили перчатки и маски, два года вообще никуда из Тюмени не выезжали. Но не убереглись.

Наталья, 42 года

Помню, что в одно утро проснулась с односторонним конъюнктивитом. Подумала, что причиной заболевания, вероятнее всего, является поход к косметологу – вдруг инфекцию занесли. Вечером почувствовала недомогание, утром температура поднялась до 38,5, появилась головная боль, выраженные симптомы интоксикации. Голова болела так, что ломало. Затем начала болеть спина. Интересно, что лучше я себя чувствовала, когда температура была 38,5, чем ниже она опускалась, тем сильнее становились неприятные ощущения. Конечно, я сразу заподозрила, что у меня коронавирус. Вызвала врача, он пришел, взял мазки, которые оказались положительными. Я сразу же стала принимать «Сумамед», четыре дня температура сохранялась, потом начала снижаться. На пятый день мне сделали компьютерную томографию - поражение легких 16%.

Долгое время у меня сохранялась сильная слабость, утомляемость, потливость. Не чувствую себя здоровой и сегодня, последствия сохраняются, хотя повторная КТ показала, что процент поражения легких уменьшился до 5%.

В поликлинике не обошлось без приключений. Больничный мне оформили до пятницы, его нужно продлять, а ко мне никто не приходит! Пытаюсь дозвониться, говорят, что доктор был, но ему никто не открыл и на телефон никто не отвечает. Попросила соединить со своим врачом – уф, нет, не приходила, все нормально.

В нашей семье ковидом переболели все – я с мужем и двое детей. У одного ребенка процент поражения легких составил 4, и только у него пропало обоняние.

Сегодня время от времени возникает головная боль, появляются «мурашки», ломит спину. Думаю, ослаб иммунитет, вот и «повылазили» все хронические болячки.

Ольга, 37 лет

Я переболела кишечной формой коронавируса, которая сегодня вообще не учитывается. Пока поняли, что это, лечиться пришлось опытным путем, врачи долго не могли понять, что это со мной.

Симптомы у меня появились еще в феврале. Началось все с тошноты, потом частый стул, сильные спазмы в животе – ощущение как при родах. Сразу же появилась непереносимость молочных продуктов, пришлось отказаться даже от кофе с молоком. Затем пропало обоняние, хотя вкус оставался. К вечеру возникала сильная слабость, после шести часов я буквально сдувалась, как шарик, и уже ничего не могла делать. Высокой температуры изначально не было. Первое повышение я зафиксировала в конце февраля - до 37,6. Слабость усиливалась, давление снизилось до 90 на 60, я не могла подняться с кровати, морозило. В конце марта появились покалывания в щеках и в ноге.

По совету знакомых врачей начала пить «Ципрофлоксацин», на его фоне начала снижаться температура, я почувствовала себя лучше, хотя слабость сохранялась. А в апреле у меня пропали обоняние и вкус. Шоком это для меня не стало, сначала подумала – на нервной почве, так как подобное уже со мной случалось. Но время от времени возникала одышка. И тут я заподозрила ковид. В июне сдала анализ – были обнаружены титры антител к коронавирусу.

Летом занималась спортом на воздухе и поняла, что тяжело – видимо, с легкими не все в порядке. Еще периодически возникает тревожное состояние – вдруг становится очень страшно, не можешь понять, что с тобой происходит. Но хорошо, что слабости уже не чувствую недели 3-4.

Как видно, симптомы коронавиурса бывают разными, а заболевание может протекать как легкое ОРЗ, так и развиться в тяжелую пневмонию.  В любом случае самолечение тут недопустимо – понять, что происходит, сможет только врач. Именно он определит, необходима ли больному госпитализация или недуг будет побежден в домашних условиях. 

Врач-инфекционист моноинфекционного госпиталя Тюмени Денис Селезнев объяснил, что чаще всего коронавирус протекает в легкой форме - нет длительной лихорадки, одышки, симптомов интоксикации, поэтому многим пациентам можно лечиться дома и принимать противовирусные препараты, которые многим знакомы. «Но если появляется одышка, затруднение дыхания, то необходимо вызывать специалистов, и уже может потребоваться госпитализация, — комментирует Денис Олегович. — Повторюсь, что не все пациенты с коронавирусом подлежат госпитализации. В стационар в основном попадают пациенты со средней степенью тяжести и тяжелые. За ними нужен контроль: измерение температуры, сатурации – насыщенности крови кислородом. Этот контроль плюс специфичное лечение, которое они не могут принимать дома. Кроме того, если надо провести компьютерную томографию, то мы отвозим, так как все стационары связаны между собой. Если нужна консультация других специалистов, то также приглашаем их на свою базу. Или же, если нужно какое-то специфическое лечение, то отвозим пациента в другие стационары, которые имеют доступ к этому лечению. Многие пациенты думают, что внутривенные инфузии, капельницы – это основное лечение коронавирусной инфекции. Но, к сожалению, это неправда. Многие капельницы могут нанести только вред пациенту. Коронавирусная инфекция – это все-таки вирус, и антибактериальные препараты пациентам не показаны. То есть специфическое лечение коронавирусной инфекции  — это противовирусные препараты. Что касается профилактики, я бы в первую очередь порекомендовал соблюдение эпидрежима – постоянная обработка рук, также надо постараться не быть в гуще населения, поменьше ходить в магазины». 

 

Тюменский врач-дерматовенеролог, косметолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней Тюменского государственного медицинского университета Ольга Быстрицкая сама перенесла ковид и после этого решила помогать людям, создав в Телеграме информационный канал https://t.me/joinchat/AAAAAE5xn2rlBmK2tM7ESw , где рассказывает о различных инфекционных заболеваниях, в том числе о коронавирусе, и об их симптомах, о том, как питаться и какие витамины принимать, когда вирус захватил организм, а также о мерах профилактики и о реабилитации после перенесенного недуга. У нее есть чат, где подписчики задают интересующие вопросы, делятся своим опытом и  спрашивают совета в трудных ситуациях. «Действительно, коронавирус может проявляться в разных формах – и как кишечная инфекция, и как ОРЗ. Переболев сама, я прошла путь пациента и поняла, что людям не хватает информации об этом и как специалист начала ею делиться со своими читателями, а они, в свою очередь, стали задавать массу вопросов, требующих срочных ответов, —рассказывает Ольга Дмитриевна. – Кроме того, подсказываю, куда обратиться пациентам с подозрением на ковид или уже с установленным диагнозом – вопросов по этому поводу возникает очень много. Зачастую люди просто растеряны и не знают, что делать – в таком случае оказываю психологическую поддержку.

Также помогаем тем тюменцам, которые находятся на самоизоляции, – покупаем и развозим лекарства, потому что нередко сделать это некому, ведь зачастую на карантине оказываются целые семьи, да и просто много одиноких людей, которым некому помочь».

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА