Специалисты Тюменского вуза приняли участие в разработке маршрутизации адресной помощи детям, испытывающим стресс

Как помочь детям и родителям преодолеть стресс? Как облегчить школьникам адаптацию при переходе в следующий класс? Что для этого предлагают ученые-физиологи, врачи и педагоги? Эти вопросы обсудили участники экспертной фокус-сессии «Детский стресс: комплексный подход, региональный аспект».

Участниками стали и специалисты Тюменского медицинского университета,  работавшие в качестве экспертов: директор Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, д.м.н., профессор Евгений Викторович Чесноков, профессор кафедры нормальной физиологии Института фундаментальной медицины ТМУ, д.м.н., доцент, руководитель федерального инновационного образовательного проекта «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной деятельности» Евгения Александровна Томилова, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии и паллиативной медицины Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, к.м.н. Андрей Георгиевич Бухна, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии и паллиативной медицины Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ, к.б.н. Анжелика Вячеславовна Арефьева. 

Также в экспертную группу были приглашены представители социальной сферы из центра «Семья»: руководитель сектора психологической и методической помощи Ирина Юрьевна Кислицина и ведущий психолог сектора психологической и методической помощи Евгения Владиславовна Писарева.

Участников приветствовала ректор ТОГИРРО, в котором проходило мероприятие, доктор педагогических наук, профессор, Народный учитель России Ольга Владимировна Ройтблат:                                                                              "Переход ребенка из начальной школы в основную всегда сопряжен со стрессом, новые учителя и требования. Это другой уровень. Путь мягкой адаптации есть. Необходимо действовать аккуратно, тактично. От преподавателей в этом вопросе требуется самоотдача».

В течение первого дня участники фокус-сессии работали с экспертами над нормативными и ненормативными маркерами стресса у детей по возрастам раннего возраста, младшего и старшего дошкольного возраста, начальной, средней школы и подросткового возраста.                         

Евгения Александровна Томилова, профессор кафедры нормальной физиологии Института фундаментальной медицины рассказала о физиологии стресса и общем адаптационном синдроме, объяснив, что стресс делится на полезный (эустресс) и вредный (дистресс): «Необходимо помнить, что стресс – это не всегда плохо. Физиологическая роль стресс-реакции − быть необходимым звеном в формировании устойчивости организма к различным факторам окружающей среды. К большой досаде Ганса Селье, общество усвоило только часть его теории: слово «стресс» в массовом сознании приобрело отчетливо негативное значение, хотя ученый не раз подчеркивал, что жизнь без стресса невозможна в принципе. Но важно понимать, что у продолжительного эустресса есть все шансы со временем перерасти в дистресс».   
                                                                             
О том, как помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации, рассказала доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии Института общественного здоровья и цифровой медицины ТМУ Анжелика Вячеславовна Арефьева: «Если вас что-то беспокоит в состоянии ребёнка, нужно обращаться к специалистам: педиатру, психологу, психотерапевту. Это обязательно. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше должно быть с ним тактильного контакта, рецепторы, обеспечивающие телесные ощущения у ребенка, формируются достаточно быстро. Берите как можно чаще детей за ручку, обнимайте и гладьте по голове, это успокаивает маленького человека и дает ему чувство защищенности».

Андрей Георгиевич Бухна, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом психотерапии Института общественного здоровья и цифровой медицины, к.м.н., акцентировал внимание на сути психотерапевтической помощи семье, а также расскашал, как поддержать первокурсника в начале становления студенческой жизни: «Все советы будут действенными только тогда, когда молодые люди уже приобретут минимальный опыт. И все же необходимо соблюдать режим труда (обучения) и отдыха, придерживаться здорового питания. Советую высыпаться, особенно во время сессии, так как сон благоприятно воздействует на восстановление внутреннего ресурса организма. Важно родителям в первое время быть в тесном контакте со своими детьми. Наладить также канал, откуда можно почерпнуть информацию о посещении ребенком вуза. Если в группе не сложился контакт с однокурсниками, лучше перейти в другую, не усугубляя конфликтную ситуацию. Родителям необходимо помнить, что все действия нужно совершать спокойно, аккуратно, не нарушая личных границ молодого человека, девушки».

Во второй день фокус-сессии проходило слушание наработок в группах и обсуждение. Результатом стали разработанные методические материалы для системы образования региона. Участники экспертной фокус-сессии уделили внимание и апробации методического продукта «Дефектологический пасьянс» на основе материла «Выявление и оказание адресной помощи детям с нарушением в развитии: комплексный подход, региональный аспект».                                                                          

Тюменский медицинский университет активно развивает федеральный инновационный образовательный проект «Реализация принципа здоровьесбережения в образовательной среде» в рамках сотрудничества с Департаментом науки и образования Тюменской области и Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА