В Тюменской области представили проект по перезагрузке наставничества на Станции скорой медицинской помощи. Инициатива, разработанная по итогам обучения главных медицинских сестер программе «Золотой стандарт», направлена на снижение текучести молодых кадров и создание новой модели взаимодействия между опытными работниками и новичками.
Проект «Парадигма наставничества нового типа: от вертикального контроля к горизонтальному коучингу» был представлен на рабочей встрече. Его автором выступила главный фельдшер станции Анастасия Антонова совместно с командой, в которую вошли заведующий сектором по работе с персоналом Наталья Храмцова, клинический психолог Ульяна Постникова и старший фельдшер подстанции № 2 Екатерина Кравцова.
Первым практическим шагом стало глубинное анкетирование работников. Оно и показало ключевые противоречия в существующей системе:
«Мы строим не разовый проект, а новый стандарт работы. Наша цель – вырастить поколение наставников-лидеров, за которыми будущее всей службы скорой медицинской помощи», – отметила Анастасия Антонова.
Основная задача – переход от вертикальной модели «контролер – подчиненный» к горизонтальному партнерству и коучингу. По словам главного фельдшера, это особенно важно для поколения Z (зумеры), которое сейчас приходит в службу: «Их ценности и способ восприятия информации другие. Им нужны не приказы «делай так!», а вопрос — как ты думаешь, почему это важно?».
Для подтверждения гипотез команда запустила анонимное перекрестное анкетирование действующих пар «наставник – наставляемый». Сравнение ответов на одни и те же вопросы (например, о степени контроля или поддержки) позволило получить объективную картину и выявить «слепые зоны» в коммуникации.
«Мы хотим, чтобы молодой специалист не боялся говорить о своих трудностях. Если он ошибся или что-то не понял, это должно стать не поводом для выговора, а точкой роста для всей команды. Только в атмосфере доверия можно удержать ценные кадры», – пояснила главный фельдшер Анастасия Антонова.
В перспективе – создание нового «портрета» наставника, где важнее не стаж, а умение учить и поддерживать.
Проект охватывает около 40 наставнических пар и реализуется при поддержке руководства станции и департамента здравоохранения Тюменской области.