С 2013 года в российском здравоохранении появилось новое понятие - медицинская реабилитация. О том, что это такое и какие цели ставят в Минздраве, внедряя новую систему, на IX Терапевтическом форуме «Актуальные вопросы диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов» подробно рассказала главный реабилитолог страны Галина Иванова.
Судя по докладу профессора из Москвы, медицинская реабилитация - это как раз то важное звено, которого как раз не хватало нашей системе здравоохранения. К слову, медицинской реабилитации в мире уже 84 года, а нашей всего четыре года, и самый первый конгресс российских реабилитологов состоялся две недели назад.
Основные тезисы из интересного и в то же время продолжительного выступления Галины Евгеньевны на форуме
- Основная цель медицинской реабилитации - максимально возможное улучшение качества жизни больного после заболевания или травмы, в том числе при невозможности излечения.
- Официально медреабилитация начала развиваться с 5 мая 2013 года, к настоящему времени создана вся необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая работу врачей и медперсонала.
- Медицинская реабилитация осуществляется за счет средств ОМС.
- Медицинская реабилитация не имеет ничего общего с услугами массажа, курсами физиотерапии или дыхательной гимнастикой после пневмонии.
- Медицинская реабилитация начинатся через 12-48 часов от развития заболевания или травмы, включает в себя комплекс медицинских мероприятий, направленных на изменение качества жизни пациента.
- Медицинская реабилитация оказывается на территории медицинских организаций во время оказания специализированной и медико-санитарной помощи, "а не потом". Санаторно-
курортное лечение назначается после завершения медицинской реабилитации.
- К 2020 году медицинской реабилитацией планируют охватить 25 процентов пациентов, которые нуждаются в этой помощи. Сейчас эта доля в среднем по стране составляет 2,3 процента. У кого-то чуть выше, у кого-то чуть ниже. Тюменская область на третьем месте с конца. Главная причина в том, что это очень сложный процесс, который нужно правильно организовывать, и надо знать, что включать в отчетные формы, что не включать в отчеты (те же курсы массажа и так далее).
- У медицинской реабилитации на территории медицинской организации есть цель. Это очень важно. Зачем пациенту выполняется эндопротезирование обоих тазобедренных суставов, если через 2 года он становится глубоким инвалидом и перестает двигаться?
- Приходится констатировать - оказание высокотехнологичной медицинской помощи не снижает количество инвалидов. В нашей стране пациент идет на эндопротезирование на одном костыле, а выходит на двух. В Германии же пациент идет на операцию на одном костыле, а выходит без него. Это принципиальное отличие в организации медицинской помощи.
- У нас медицинская помощь организована неэффективно, поэтому и стоит вопрос о разграничении компетенций.
- Вводится такое понятие, как реабилитационный потенциал. При лечении пациента на определенном этапе его ждет реабилитационная команда, которая принимает решение о наличии или отсутствии реабилитационного потенциала у пациента. Пациента, у которого реабилитационный потенциал отсутствует, направляют на оказание паллиативной помощи или в отделение сестринского ухода, поэтому эти направления нужно тоже развивать. Те, кто имеет реабилитационный потенциал, а их все-таки большинство, направляются на медицинскую реабилитацию.
- Около 50 процентов пациентов, выживших после инсульта, удается реабилитировать.
- Медицинской реабилитацией в первую очередь занимаются лечащие врачи, которые имеют соответствующее образование. Кстати, за рубежом на нейрореабилитолога учатся 11 лет.
- Медицинская реабилитация представляет собой трехуровневую систему, третий уровень рассчитан на реабилитацию самых тяжелых пациентов, которых можно поставить на ноги. Этот факт и является основанием для выплаты из фонда ОМС.
- До сих пор идут споры по поводу необходимости реабилитации после инфаркта. Галина Иванова считает, что в медицинской реабилитации после инфаркта нет необходимости. «Какие функции нарушены у пациента после острого коронарного синдрома? - задается вопросом главный реабилитолог. - Что он не может? Какие функции нарушены у такого пациента? Какие функции нарушены у пациента после лучевой терапии?»
- Реабилитацией занимается команда специалистов, такой подход принят за рубежом. В главе с врачом работает специалист по восстановлению двигательных функций, специалист по восстановлению речевых функций и так далее.
- Вопрос о том, где ставить точку в медицинской реабилитации пациента, пока остается открытым. Галина Иванова считает, что медицинская реабилитация заканчивается, когда пациент становится полностью самостоятельным в быту. Реабилитацией инвалидов, по мнению Галины Евгеньевны, должны заниматься другие службы.
- Труд врача-реабилитолога оплачивается очень хорошо. В качестве примера Галина Иванова привела реабилитационный центр Гутмана в Испании. Здесь принимает самых тяжелых пациентов. «Я дважды посылала туда пациентов, у одного из них в самолете уже была клиническая смерть, тем не менее через месяц оба пациента уже были на ногах, - отметила Галина Иванова. - Так вот, у этой клиники 1 млрд евро чистой прибыли в год». Также все присутствовавшие в зале узнали, что в одном из московских лечебно-реабилитационных центров в Москве в прошлом году зарплата у специалистов доходила до 1 млн рублей. В месяц! Грамотная организация процесса реабилитации позволяет рационально расходовать средства ОМС.
Организатором Терапевтического форума «Актуальные вопросы диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов» выступает Тюменский государственный медицинский университет.
Фото пресс-службы ТюмГМУ.
Автор: Юрий Шестак