В Тюмени состоялась пресс-конференция, посвященная развитию цифрового здравоохранения в Тюменской области в рамках реализации национального проекта. Спикерами выступили начальник управления департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков, главный врач городской поликлиники № 8 Ольга Дурегина и директор Центра информационных технологий Тюменской области Артур Усманов.
Информационные технологии внедрены на различных этапах предоставления услуг пациентам: от записи на прием к врачу до управления ресурсами медицинских организаций. Благодаря этому медицинская помощь в регионе стала более доступной.
Начиная разговор с журналистами, Алексей Немков отметил, что цифровое здравоохранение — это не просто тренд и региональная задача, а объективная необходимость, которая становится государственным приоритетом и находит отражение в одной из частей национального проекта «Здравоохранение».
- Информатизация тюменского здравоохранения идет планомерно, в ногу с мировыми тенденциями, темпами, которые сегодня есть, - отметил спикер.
Алексей Геннадьевич рассказал, что как минимум каждый второй человек записываются в медучреждение удаленно. По его словам, более 50% жителей региона делают это дистанционно. И для этого есть различные инструменты: приложение «Медицина 72», региональный портал услуг, единый центр записи и инфокиоски, не говоря уже о том, врач сам может записать пациента со своего рабочего места.
Набирают популярность и сервисы личного кабинета пациента. Так, услугой предоставления документов из электронной медицинской карты в 2018 году воспользовались 17754 человека, выбором медицинской организации — 643 человека, информированием о стоимости услуг — 690 пациентов.
В 2018 году было продолжено внедрение системы управления ресурсами в медицинских организациях: на базе шести клиник, расположенных в городе Тюмени и юге Тюменской области, на единой платформе автоматизированы процессы медицины, финансов, складов, аптеки, диетпитания. В 2019 году система будет внедрена еще в четырех клиниках Тюменской области.
Алексей Немков рассказала, что развивается и такая услуга, как телемедицинские консультации в формате «врач-врач-пациент». Благодаря этому жители сельских территорий могут проконсультироваться со специалистами, не выезжая в областной центр. В этом году уже проведено 500 консультаций по 11 профилям медицинской помощи. Также ведутся консультации в формате «врач-врач». На базе регионального телемедицинского центра проведено 12 консилиумов с участием специалистов Федеральных медицинских центров.
Развивается в нашем регионе и такой востребованный сервис, как комплексный дистанционный мониторинг, который заключается в дистанционном контроле динамики достижения целевых показателей артериального давления. В 2018 году врачи взяли под наблюдение 480 человек, у 379 пациентов (79%) стабилизировалось давление в течение семи дней.
Артур Усманов отметил, что в приоритете дальнейшего развития – импортозамещение:
- Смысл в том, чтобы в учреждениях здравоохранения перейти на программное обеспечение российского производства. У нас медицинская система российская на платформе 1С, а на рабочих местах врачей зарубежные операционные системы. Хочется перейти на российскую операционную систему, российский офисный пакет.
По его словам, ведутся работы по обеспечению информационной безопасности. Поэтому в больницах очень востребованы специалисты этого профиля:
- Так как внедряются системы, их надо правильно эксплуатировать, поддерживать. Соответственно, у нас большая задача – поднять общий уровень этих специалистов в регионе, чтобы сопровождать поддерживать информационную безопасность в этих системах, не допускать утечки персональных данных пациентов.
О том же, как выглядит это все на практике, в реальном медучреждении, рассказала Ольга Дурегина:
- Наша основная задача – чтобы пациент, когда приходит в поликлинику, тратил минимум времени из-за каких-то организационных моментов. Поэтому, кончено, у нас был очень большой прорыв, когда мы отказались от движения карты на бумажном носителе. Очень понравилось пациентам внедрение электронной карты, особенно это почувствовалось в тех учреждениях, где несколько филиалов. Из-за этого страдала удовлетворенность наших пациентов, сейчас мы эти моменты исключили.
Переход на электронную амбулаторную карту – это не только оформление дневниковых записей и анализов, мы движемся дальше: у нас сегодня в ней есть сведения о вакцинопрофилактике. Все сведения, которые содержатся в амбулаторной карте, сегодня доступны через личный кабинет пациента.
Одним из трендов, по словам спикера, является переход на дистанционные формы работы с пациентами:
- Это не говорит о том, что мы ставим перед собой задачу полностью исключить посещение пациентами нашей поликлиники. Но у нас есть та категория пациентов, с которыми дистанционная форма работы имеет полное право на существование: дистанционный мониторинг артериального давления, кардиограммы.
Но и на этом поликлиника не останавливается:
- В планах нашего учреждения – отказаться от бумажного направления для пациента в том случае, когда мы направляем его в специализированное учреждение, ведь это тоже повод для посещения поликлиники. Сегодня мы пилотируем направление в электронном варианте. В 2018 году мы активно перешли на электронный лист нетрудоспособности, и сегодня эта информационная технология себя оправдала. И в перспективе перейти на электронное оформление документов для пациентов, которые направляются на освидетельствование в бюро МСЭ.
Подводя итог встречи с журналистами, спикеры отметили, что в 2019-2024 годах в рамках реализации национального проекта планируется создание IT-инфраструктуры здравоохранения: будет поставлено более 4 тысяч единиц компьютерной техники, 1057 единиц планшетов для мобильного рабочего места врачей, создадут около 2100 рабочих мест структурированных кабельных систем. Вектор дальнейшего развития – это создание единой информационной системы здравоохранения, внедрение удобных информационных сервисов и инструментов.