Главная > Персона

Детей с нарушениями речи становится все больше – об этом свидетельствует статистика. Однако не все родители относятся к этому достаточно настороженно. Некоторым из  них кажется, что  задержки в речевом развитии ребенка естественны, якобы время придет, малыш подрастет и к пяти годам заговорит. Но нередко пресловутая «каша во рту» может говорить о какой-либо серьезной патологии центральной нервной системы. И в этом случае, чем быстрее ребенок попадет к специалистам, тем успешнее будет процесс лечения и логопедической коррекции, так как до трех лет мозг наиболее пластичен и восприимчив к изменениям. А вы знаете, в каком возрасте необходимо показывать ребенка логопеду и сколько слов он должен знать к полутора годам? И почему новорожденный при рождении должен кричать громко и сильно, а отсутствие гуления говорит о нарушениях ЦНС? Об этом мы расспросили специалиста Центра патологии речи и нейрореабилитации Тюменской областной клинической психиатрической больницы, логопеда с 35-летним стажем Ольгу Найдюкову.

 

Ольга Михайловна, всем ли детям нужен логопед? Когда ребенок должен начинать говорить? К какому возрасту его речь должна быть полностью сформирована?

Логопед работает только с теми детьми, у которых есть нарушения речи. К пяти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи. От пяти до семи лет у него словарь увеличивается до 3,5 тысяч слов. Накапливаются образные выражения, устойчивые словосочетания, усваиваются грамматические правила изменения слов и соединение их в предложения, развивается языковое и речевое внимание, память и логическое мышление.

Действительно ли, что детей с нарушением речи сегодня становится все больше? С чем это связано?

Да, количество детей с речевыми нарушениями растет. О причинах такого увеличения можно говорить долго, они разные. Но факт, что к логопедам обращается все больше детей как дошкольного, так и школьного возраста, у которых диагностируются нарушения устной и письменной речи.

Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу речи ребенка? По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста?

Уже первый крик малыша при рождении говорит о сохранности центральной нервной системы, что важно в речевом развитии ребенка. Специалисты определили этапы доречевого и речевого онтогенеза, то есть нормального развития детей.

Голос ребенка при рождении должен быть громким, сильным и чистым. С 1 до 3 месяцев малыш выражает голосовые реакции, внимательно слушает голос, улыбается. В этот период у него появляется гуление – произношение гласных звуков «а», «ы», «у» в сочетании с согласными. Молчание ребенка в этом возрасте – это повод обратиться к логопеду или неврологу.

В 4-5 месяцев ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей, смеется, ищет источник звука и сосредотачивает на нем внимание, распознает неречевые звуки.

С полугода до 9 месяцев гуление у него переходит в лепет – воспроизведение слогов. Важным является ритмичное повторение слогов («ба – ба – ба») – прообраза слова. Малыш общается с помощью жестов, играет в «ладушки», узнает свое имя. Если у ребенка отсутствует лепет на фоне ползанья – это также повод обратиться к специалисту.

В 10-12 месяцев ребенок понимает обращенную к нему речь, общается с взрослыми с помощью предметов и действий, говорит 4-5 слов с простой слоговой структурой – «мама», «папа», «баба», а также произносит несколько лепетных слов, обладающих понятийной структурой, – «бай-бай», «ам-ам», «тик-так».

В полтора годам словарный запас ребенка увеличивается до 7-20 слов, он показывает части тела, понимает простые инструкции, а в два года уже знает до 50 слов или составляет фразы из двух слов. В 2,5 года малыш говорит фразы из трех слов с глаголом. В этом возрасте происходит речевая активация, и уже к трем годам в его словарном запасе имеется не менее 300 слов. Он осознанно использует местоимения «я», «ты», «мне», повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один», овладевает множественным числом. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов.

С 3 до 5 лет, даже при отсутствии отклонений, необходима консультация логопеда! К 5 годам дошкольник должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи.

А какие речевые проблемы встречаются у детей? Какие из них наиболее распространены?

Во-первых, к речевым проблемам относятся нарушения устной речи. Это расстройства фонационного оформления высказывания: дизартрия, дислалия и заикание, а также нарушение структурно-семантического оформления высказывания - алалия, афазия. Расскажу коротко о каждом.

Дизартрия – нарушение иннервации мышц речевого аппарата, то есть их подвижности. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодической, то есть интонационно-мелодической стороны речи. Симптомы дизартрии проявляются еще в младенческом возрасте – например, ребенок плохо держит голову, у него слабо выражен сосательный рефлекс, отсутствует улыбка, гуление и т. д. В более позднем возрасте у него формируется нечленораздельная речь, нарушается ритм речи и дыхания.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранной иннервации речевого аппарата и его подвижности, проявляющаяся в искаженном воспроизведении отдельных звуков, их замене, смешении и пропусках. Например, ребенок заменяет твердые согласные мягкими и наоборот.

Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – это распад всех компонентов речевой деятельности, обусловленный поражением речевых зон коры больших полушарий головного мозга при изначально сформированной фразовой речи.

Во-вторых, к речевым проблемам относятся нарушения письменной речи – дислексия и дисграфия.

Дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграматизмы на письме.

Дислексия – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Наиболее распространенное нарушение речи у детей – это дизартрия.

Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение, а другим требуется помощь?

Речевые нарушения чаще возникают у соматически ослабленных детей, у детей с остаточными явлениями раннего поражения центральной нервной системы (недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения). Также причиной задержки речевого развития могут стать органические нарушения периферических органов речи – поражение органов слуха, расщепление нёба и другие анатомо-физиологические патологии органов артикуляции.

Кроме того, в формировании речи ребенка раннего возраста велика роль речевого окружения, роль взрослых, которые общаются с малышом. Для нормального речевого развития общение должно быть живым, эмоциональным, взрослые должны побуждать ребенка к ответу. Для развития речи важно накопление ребенком впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, которые создают основу для усвоения значений слов. Некоторые речевые нарушения формируются по подражанию – нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и прочие.

Развитие речи задерживается при отсутствии эмоционально положительного окружения, при различных психических травмах – испуг, разлука с близкими, конфликты в семье и т. д.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается и задержкой речевого развития.

Есть ли в речевом развитии ребенка такой момент, который можно упустить? До какого возраста речевые нарушения исправляются достаточно легко? Если игнорировать логопедическую помощь, то к каким последствиям это может привести?

Нервная система у детей в раннем возрасте более пластична, и чем раньше оказывается логопедическая помощь, тем лучше. Повторюсь, что показаться логопеду необходимо в три года, но если что-то сильно настораживает, например, ребенок не только не говорит, но и не понимает речь, то еще раньше.

Если вовремя не оказать ребенку логопедическую помощь, то последствия проявятся в школе – возникнут трудности при овладении письмом и чтением. Огромное значение для формирования письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие.

Наиболее распространенными являются ошибки, обусловленные нарушениями фонематического восприятия. Если ребенок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, то возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать и писать. А это, в свою очередь, препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Проблемы с речью решает только логопед, или необходимо показать ребенка другим специалистам?

Чтобы правильно оказать логопедическую помощь, необходимо сначала провести хорошую диагностику и поставить диагноз. Для постановки правильного диагноза и коррекции речевых нарушений необходимо взаимодействие команды специалистов – логопедов, неврологов, психологов. Каждый специалист занимается определенной гранью в проблемах развития речи.

Что вы посоветуете родителям, у которых только родился ребенок, но они уже хотят принять какие-то профилактические меры, чтобы не допустить проблем с развитием речи?

На фоне занятий с логопедом и/или лечения, назначенного неврологом, родителям тоже рекомендуется проводить в домашних условиях занятия по речевой активации ребенка.

Например, новые слова, обозначающие предметы и явления, следует произносить ребенку по 5-6 раз, меняя тембр голоса. Длинные и сложные слова нужно стараться произносить как бы нараспев (лепетный метод), чтобы гласная впереди стоящего слога плавно перетекала на последующий слог («машина» – «маа-шии-наа»).

Необходимо ежедневно делать пальчиковую гимнастику обеих рук. Массировать каждый пальчик и произносить стишки, потешки, петь песенки. Также надо учить ребенка показывать пальчиковые позы – кулачок, «зайчик» (второй и третий пальчики), «хорошо» (первый большой пальчик), окей (кружочек – первый и большой пальчики), козочка (второй и пятый пальчики). Кстати, очень хорошо использовать пальчиковый театр.

В повседневной жизни родителям нужно мотивировать ребенка на речевую деятельность. Так, если ребенок что-то хочет, но при этом жестикулирует, то можно сделать вид, что не понимаете его, задавать вопросы «Что ты хочешь?», «Кто это?».

Кроме того, родителям можно использовать элементы логопедического массажа – поглаживать и делать вибрационные движения левой и правой стороны языка, щечек. Нельзя, чтобы движения причиняли ребенку боль!

Конечно, важно, чтобы эти занятия проходили непринужденно, в игровой форме. Хотя нередко в практике логопедов встречается и такое, что ребенок отказывается дома с родителями выполнять логопедические задания. Мама и папа должны любить, приносить радость и принимать ребенка таким, какой он есть. Какие уж тут занятия!

Насколько важен для успеха эмоциональный контакт с логопедом?

Очень важен. Ребенка нужно увлечь, общаться с ним позитивно, хвалить, чтобы в следующий раз он захотел прийти. Бывает, что контакт не получается, тогда надо искать другого, своего логопеда.

Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? Как можно попасть в Центр речи?

Все индивидуально, но заниматься надо много и усердно, особенно если есть какие-то органические поражения. К нам может попасть любой ребенок по направлению из поликлиники, мы никому не отказываем. Занятия проводятся бесплатно.



2020-09-10 09:19:24

Все интервью
Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА