Владимир Удалов работает врачом скорой помощи уже 15 лет. За это время спас от верной смерти не одну сотню жизней. Точное количество не знает никто. Зато мы знаем, что в этом году у Владимира больше всех благодарностей от пациентов. Ценят Владимира Удалова и его коллеги за профессионализм и невероятную работоспособность. Читателям портала Недугамнет.ру Владимир Удалов знаком по истории с успешной реанимацией на тюменском железнодорожном вокзале. Накануне Нового года мы встретились с Владимиром и попросили его подробнее рассказать о себе и своей работе.
- На скорой я работаю с 2002 года. Очень сильно затягивает! - признается Владимир. - Пришел еще студентом, сначала работал фельдшером. Очень понравилось! У нас есть примета: если человек проработал в бригаде скорой помощи один год, он остается на всю жизнь. У многих в трудовой всего одна запись. Провожаем на пенсию ветеранов - и у них тоже в трудовой одна запись. Даже не знаю, как это объяснить. Может быть, дело в адреналине, который нам постоянно требуется при оказании помощи: нужно очень быстро приехать, успеть оказать помощь на месте и быстро доставить пациента в стационар. С мигалками и сиреной на вызов, с мигалками и сиреной в больницу! Получаю от своей работы удовольствие, особенно когда спасаешь людей во время реанимаций. Испытываешь счастье, когда человек открывает глаза, начинает говорить.
По словам Владимира, за год набирается до 15-20 реанимаций: в квартирах, на улице, в машине, в автобусе, в самолете, на железнодорожном вокзале. Результат складывается из множества факторов, в том числе оказывалась или нет первая помощь до прибытия скорой, делали ли непрямой массаж сердца.
- Пусть очевидцы делают непрямой массаж, как умеют, в этом случае шансы на спасение всегда будут выше, - уверен врач скорой помощи. - Конечно, не все кидаются спасать человека, но тем не менее это происходит постоянно. В «Ашане», когда мужчине стало плохо, четко сработали охранники. На носилках донесли больного до аптеки, там оказывали первую помощь. К сожалению, реанимация оказалась безуспешной - у больного произошел обширный инфаркт, до того как потерять сознание, он жаловался на сильную боль в груди, был весь в липком поту, были все признаки острой коронарной патологии.
Владимир на всю жизнь запомнит реанимацию на железнодорожном вокзале. Для него она была самой удивительной.
- У меня было много успешных реанимаций, когда люди полностью восстанавливаются после клинической смерти, - пояснил Владимир Сергеевич. - Многое еще зависит от возраста - чем моложе, тем легче человек возвращается в строй. На железнодорожном вокзале у парня остановилось сердце в 24 года. Он приехал на работу из Курганской области. Ему стало плохо - заболело сердце. Он и раньше жаловался на боли. Обратился в медпункт, там же потерял сознание. Когда мы приехали, парень уже был в состоянии клинической смерти. До нас ему пытались помочь. Реанимация продолжалась 20 минут. После такой длительной реанимации практически не реально полностью восстановиться. Тем не мене закончилось все хорошо - молодой человек полностью восстановился - такое бывает крайне редко.
По словам Владимира, часто клиническая смерть наступает и в присутствии бригады скорой по пути в больницу. Ему сразу же начинают делать дефибрилляцию либо непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Запускают сердце вновь.
Кстати, о дефибрилляторах. Сейчас в торговых центрах крупных городов России начали устанавливать дефибрилляторы по примеру европейских стран. Такие устройства, по мнению Владимира, естественно повысят шансы на выживание людей. Что интересно, прибор не требует каких-то особых навыков, он сам проводит анализ сердечного ритма и говорит, что делать. Нужно лишь минимально обучить персонал, чтобы никто не растерялся.
Недугамнет.ру поинтересовался о том, что говорят люди, пережившие клиническую смерть.
- Многие говорят о белом тоннеле, - вполне серьезно ответил Владимир. - И молодой человек на железнодорожном вокзале тоже рассказывал про тоннель. Говорит: «Я уснул». Я его спрашиваю: «А что видели?» Он отвечает: «Свет белый, тоннель. Мне так хорошо было. Я видел свою умершую бабушку. Там, как на земле, люди ходят, но они все без лиц. Но я как-то понял, что ко мне подошла моя бабушка. Она взяла меня за руку и повела к двери. Пока идем, разговариваем. Она мне говорит: «Ты не умрешь, а еще ты женишься, и у тебя сын родится. Назови его (не помню имени, - Владимир). К двери подвела, а там - медицинская палата, врачи, и я вижу себя со стороны, как я лежу». Потом человек учился заново всему: сначала сидеть, потом ходить. Долго восстанавливался, научился говорить. И ведь действительно через год он женился и у него родился сын. После того как спасенный молодой человек восстановился, он приезжал ко мне на работу и поблагодарил от всей души. Не часто такое бывает, и не потому, что люди все разные. Многое еще зависит от ситуации. Кому-то вообще мы не говорим, что они были в состоянии клинической смерти, чтобы не усугублять их состояние от переживаний. В медкарте, конечно же, все фиксируем.
Летом нередко приходится проводить реанимацию детям - чаще всего после утопления. Есть и успешные.
- Родители сидят на берегу и выпивают, за детьми не следят, - сетует врач скорой помощи. - Опомнились - ребенка нигде нет! Пока найдут, пока вытащат. Ничего, успевали откачивать. Дети, кстати, к гипоксии (пониженному содержанию кислорода) более приспособлены, чем взрослые и пожилые, поэтому проще проводить реанимацию.
Впереди Новый год и длинные праздники, которые не обходятся без спиртного. Владимир Удалов просит всех тюменцев не оставаться равнодушными к лежащим на улице пьяным людям. Обязательно нужно подойти и поинтересоваться состоянием человека. Если он без сознания, не может встать самостоятельно или с помощью других людей, вызывайте скорую, при этом опишите состояние человека как можно более подробно, чтобы дежурный врач принял верное решение. Нет смысла отправлять бригаду, когда человек, перебравший лишнего, пришел в себя и своим ходом может добраться до дома.
Почему нужно всегда подходить к таким людям на улице? Потому что они не всегда оказываются пьяными.
- Недавно был случай на Московском тракте - у магазина валялся прохожий мужчина, он был достаточно хорошо одет и от него исходил небольшой запах алкоголя, - рассказал Владимир. - Прохожие хоть и вызывали скорую, но махнули на него рукой: мол, что вы с ним возитесь, он же пьяный. А когда мы начали его осматривать, у него были все признаки инсульта. Благо был вечер, люди увидели и быстро отреагировали. Поэтому не проходите мимо, интересуйтесь состоянием человека. Это несложно.
Человеку на улице становится плохо не только от инсульта. Часто врачи скорой помощи по лицу безошибочно определяют причину резкого ухудшения самочувствия.
- Видишь, что у человека лицо бледное, он весь в поту и заторможен, меряешь сахар в крови - гипогликемия, - пояснил Владимир. - Вводим глюкозу, и все замечательно. Человек страдает диабетом и перед приемом лекарства просто не попил чай или не поел. Пошел в магазин, на улице стало плохо - уровень сахара в крови упал. А клиника похожа на инсульт. В состоянии гипогликемии люди могут невнятно говорить, все сразу думают, что это инсульт. В таких ситуациях человеку элементарно нужно дать сахар или конфету, если сможет прожевать. А в скорую нужно звонить в любом случае.
Предостерег наш собеседник горожан и от новогодних травм. Чаще всего это переломы. Количество травм напрямую зависит от погоды - чем теплее, тем больше травмируются люди на улице. Переломы нередки на горках, на катках и просто на тротуарах, когда скользко. Дома тоже люди получают травмы. Так, в один из праздничных дней мужчина в состоянии алкогольного опьянения упал на стеклянный журнальный столик, разбил его, получив скальпированные раны плеча и бедра - содрал кожу до кости. Было много крови и переживаний родственников. Приехали по вызову, оказали помощь.
К счастью, травм от петард в последние годы стало значительно меньше: и пиротехника стала безопаснее, и люди осторожнее.