Родители выбирают школу для своего ребенка из соображений престижа, местоположения или возможностей дальнейшего поступления в ВУЗ. Но как оценить самим родителям качество преподавания в выбранной школе?
Не существует таких родителей, которые бы не желали, чтобы их ребенок учился в самой лучшей школе. А понимание того, какая школа действительно самая хорошая зачастую зависит от ценностных ориентаций самих родителей. А здесь и соображения престижа - тогда в лучшие школы попадают гимназии и лицеи, и желание обеспечить беспроблемное поступление в ВУЗ - в этом случае выбирается школа, имеющая давние и прочные связи с каким-то университетом. А как большинству родителей «обычных» школьников оценить качество обучения в школе, где учится их ребенок?
При этом за основной критерий качества обучения надо взять развитие интеллекта ребенка. Действительно, в современных условиях недостаточно только формировать у учащихся определенные знания, умения и навыки. Лучшие школы организуют обучение детей таким образом, чтобы способствовать их максимальному развитию. Развитый интеллект предполагает хорошее развитие памяти, счетных способностей, вербального восприятия и вербальной гибкости, умение строить логические связи и последовательности, находить отличия у сравниваемых объектов. И если об этих особенностях учебного процесса говорят на родительских собраниях, именно эти навыки Ваш ребенок получает в школе - будьте уверены - это очень хорошая школа. Более того, в этих школах ведется дополнительная, вне рамок уроков, работа в виде кружков, учебных конкурсов, предметных олимпиад и разного рода других творческих конкурсов.
Однако интеллект- это не только развитые умственные способности. Среди многочисленных и разнообразных определений интеллекта наиболее интересным для определения качества образования можно принять следующее: «Интеллект - это способность личности адаптироваться к окружающей среде». Поэтому хорошая школа не только формирует умственно развитую личность, но дает этой личности потенциал дальнейшей социализации в обществе. Другими словами, хорошая школа не только обеспечивает своим выпускникам хорошие интеллектуальные навыки - память, математические навыки, способность рассуждать и делать логические умозаключения, но и гарантирует школьнику в дальнейшей жизни умения выстраивать отношения с окружающими, правильно оценивать свою позицию в обществе и планировать свою жизнь сообразно существующим реалиям.
Уровень хорошей школы определяется, с точки зрения развития интеллекта, ещё и методами обучения. И если на начальной стадии обучения преобладают репродуктивные - то есть с организацией работы по образцу - методы обучения, то завершатся обучение должно освоением методов эвристических. В этом случае задачи уже решаются не по образцу, а на основе собственных мини-открытий учеников. Так что хорошая школа - это школа, где не переписывают тексты, а думают и творят.