На стыке наук: в Тюмени состоялось мероприятие для специалистов психиатрической службы

Тюменская область является одним из лучших регионов в стране в плане оказания психиатрической помощи – об этом говорят статистические данные. Но ограничиваться этими достижениями наши специалисты не хотят, так как хорошие цифры для них не являются конечным результатом работы. Главное – развиваться, искать новые подходы, методы, чтобы еще качественнее оказывать помощь своим пациентам. Именно с этой целью в регионе регулярно проводятся отраслевые медицинские мероприятия, в числе которых областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы клинической психиатрии: современные вызовы и тенденции развития», состоявшаяся 1 ноября на базе Тюменской областной клинической психиатрической больницы.

«Мы будем говорить не только о наших рутинных темах, но и услышим основные направления научной мысли, уйдем, обогащенные новыми знаниями», - сказал на открытии конференции главный врач ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» Евгений Родяшин, подчеркнув, что ее участники обсудят не только узкоспециализированные темы психиатрии, но и межотраслевые проблемы, и почерпнут для практической работы полезные рецепты.

Специалисты на научно-практической конференции выступили с докладами  о психических нарушениях при эндокринных заболеваниях и профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений речи при задержке речевого развития в раннем детском возрасте, обсудили основные аспекты оказания неотложной помощи больным с суицидальным поведением и проблемы организации амбулаторного принудительного лечения.  В числе докладчиков был доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением аффективных состояний НИИ психического здоровья Евгений Счастный, рассказавший о диагностических и терапевтических особенностях в случае коморбидности аффективных и других расстройств. Закончилась конференция свободной дискуссией.

Под психиатрической маской эндокринных заболеваний

Одной из межотраслевых тем на научно-практической конференции стала проблема психических нарушений при эндокринопатии, о которой рассказала доктор медицинских наук, профессор, руководитель курса эндокринологии кафедры терапии с курсами эндокринологии, функциональной и ультразвуковой диагностики Института непрерывного профессионального развития ТюмГМУ, заслуженный врач РФ, главный внештатный эндокринолог Тюменской области, вице-президент Российской ассоциации эндокринологов, член научного совета РАН и Минздрава России по эндокринологии Людмила Суплотова.

«Точек соприкосновения между эндокринологами и психиатрами намного больше, чем можно представить, - отметила Людмила Суплотова. – Например, у эндокринологов сформировался термин «психиатрические маски эндокринных заболеваний». В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, он обозначен как «эндокринный психический синдром» и подразумевает конкретные психические расстройства у больных с эндокринными заболеваниями. Я хочу рассказать о самых главных, ярких, кричащих симптомах эндокринных заболеваний, которые психиатр должен увидеть на первичном осмотре,  назначив исследование самого простого уровня. И только после этого, если тест даст положительный результат, нужно обратиться к эндокринологу, который поможет дифференцировать – это код психиатрического заболевания или же маска эндокринного недуга».

По словам Людмилы Александровны, одно из частых заболеваний, при котором развивается весь букет симптомов психического заболевания, - гиперкортицизм (избыточное образование гормонов коры надпочечников), или синдром Кушинга. По статистике, у 13% эндокринологических пациентов с синдромом Кушинга возникает психиатрическая симптоматика.

«Среди симптомов синдрома Кушинга особенно явными являются: диспластическое ожирение, при котором худеют руки и ноги, а распределение подкожно-жировой клетчатки идет на туловище и седьмой шейный позвонок (формируется так называемый климактерический горбик), появляется лунообразное лицо, на теле часто видны стрии и т.д. Также присоединяются артериальная гипертония, остеопороз, сахарный диабет, нарушение менструальной функции. Если врач заподозрил синдром Кушинга, то необходимо посмотреть кортизол в слюне в 23:00 – всего один тест, являющийся основным в диагностике этой болезни», - говорит Людмила Суплотова.

Кроме того, часто к эндокринологам приходят пациенты с огромной аденомой гипофиза, с гиперпродукцией гормона роста, которым диагностируют акромегалию. Больные внешне сильно меняются – формируются крупные черты лица, появляются кожные складки на лице, выступает нижняя челюсть, увеличен язык, между зубами появляются промежутки, руки и ноги становятся больше.

«Нужно попросить у пациента паспорт и посмотреть фото с давностью в 2-3 года, тогда можно увидеть, насколько человек изменился. Как правило, терапевты и другие узкие специалисты не видят эту спецсимптоматику на ранней стадии, а нужно сделать всего один тест – сдать инсулиноподобный ростовой фактор первого типа», - комментирует Людмила Александровна.

Еще Людмила Александровна посоветовала психиатрам обращать внимание на гиперпролактинемический синдром, который может возникнуть в том числе из-за приема препаратов, используемых при психиатрическом лечении – нейролептиков, антидепрессантов и т.д.  Поэтому необходимо грамотно подбирать препараты, а при подозрении на гиперпролактинемию (а для этого достаточно сдать анализ на пролактин) заменить лекарство. Эндокринологи, в свою очередь, подберут препараты для коррекции синдрома.

Также, по мнению Людмилы Суплотовой, симптомы психических заболеваний могут проявляться при заболеваниях щитовидной железы. «В психиатрической практике мы имеем недообследованных больных в части гипотериоза – это пациенты с отечными лицами, у них отмечается сонливость, безразличие, депрессия. При гипертериозе, напротив, наблюдается повышение основного обмена и снижение веса, несмотря на хороший аппетит и достаточный прием пищи. Такие больные беспокойны, раздражительны, импульсивны. Психические проявления гипертиреоза могут быть настолько выраженными, что напоминают клиническую картину тревожного расстройства, реже - мании или депрессии. Пожилые люди с териотоксикозом характеризуются как неэмоциональные, они уходят в себя, перестают общаться, теряют интерес к жизни. Нередко у таких пациентов подозревают рак», - объясняет главный внештатный эндокринолог Тюменской области.

Людмила Суплотова призвала психиатров обращать внимание на таких пациентов и при необходимости отправлять их на обследование, тем более что анализы, которые помогли бы исключить эндокринологические патологии, достаточно просто сдать.

Как помочь пациентам, которые не хотят жить?

Татьяна Раева, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России», в своем докладе подчеркнула, что ежегодно в России в результате суицидов погибают более 20 тысяч человек, более 300 тысяч людей совершают попытки суицида. Причем юг Тюменской области на фоне общероссийской статистики выглядит более чем благополучно.

Так, за семь месяцев 2019 года суициды и суицидальные попытки совершили 133 человека (8,7 человек на 100 тысяч населения). Тогда как за аналогичный период 2018 года – 156 человек (10,2 на 100 тысяч населения). Снижение составило 14,7%. Однако увеличилось число законченных суицидов с 7,7% в 2018 году до 9% (12 человек) в 2019 году.

Суицидально опасным возрастом считается подростковый период – 15-17 лет, возраст от 30 до 50 лет – именно на этот период приходится свыше 42% суицидов, а также возраст после 60 лет – 20,3% суицидов. В группе риска находятся мужчины, безработные люди и люди, употребляющие психоактивные вещества, одинокие, имеющие низкое материальное положение. «Опасно сочетание психических расстройств с жизненными проблемами и социальной дезадаптацией пациентов», - подчеркивает Татьяна Раева.

Она считает, то сегодня специалистам важно повысить качество наблюдения пациентов, кроме того важна слаженность работы всех отделений психиатрической службы, тогда и результат станет лучше.

«Пациенты, пережившие или переживающие суицидальный кризис, и их родные чувствуют себя одинокими, всеми оставленными, непонятыми, поэтому важно развивать их способность поддерживать социальные связи, тренировать навыки для создания и поддержания социальной сети», - говорит Татьяна Викторовна.

Этапы психотерапевтической работы с такими пациентами включают:

  • раскрытие причины суицидального кризиса;
  • нормализацию эмоциональных реакций на суицид, снижение тревоги и напряжения;
  • поощрение выражения гнева и других отрицательных эмоций;
  • активацию  привычных стратегий преодоления трудностей;
  • обучение навыкам самопомощи, поиск ресурсов.

«Врачи часто не любят неудобные вопросы от родственников, но им нужно это обсудить – что такое суицидальное поведение, кто виноват и т. д. Мы планируем такое обучение среди психиатров, ведь просто контроля за такими пациентами недостаточно», - отметила Татьяна Раева.

Также она добавила, что уже доказанным фактом является точка зрения – более качественную  помощь пациентам с суицидальным кризисом окажут те специалисты, кто удовлетворен жизнью и счастлив, нежели те, кто перенес это сам.

Задержка речевого развития: диагностика с пеленок

По словам еще одного докладчика, ассистента кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России» Алены Леоновой, в последние годы начал активно развиваться отдел детской психиатрии – микропсихиатрия, затрагивающая период младенчества и раннего детского возраста. Однако до настоящего времени этот раздел остается малоразработанным.

«Проблема речевого развития у детей раннего возраста без явно выраженной психической патологии с каждым годом становится все более актуальной. Существуют данные, что с 70-х годов XX века количество задержек речевого развития  возросло в семь раз. Возможно, это связано с накоплением знаний и вниманием к этой области. Но вопрос причины возникновения речевых нарушений до настоящего времени остается открытым. Доля эмоциональных и поведенческих проблем у детей дошкольного возраста с речевой патологией значительно выше, нежели среди их ровесников с типичным развитием речи», - рассказала Алена Владимировна.

Она считает, что в связи с высоким риском сопутствующих нарушений детям с задержкой речевого развития необходимо комплексное обследование, включающее оценку общего состояния ребенка и его речевых функций. Психиатрическое обследование – основной источник информации для специалиста, при этом необходимо присутствие родных, которые могут предоставить информацию о внутриутробном развитии малыша и его младенческом периоде.

Впрочем, совсем маленького ребенка невозможно обследовать обычной методикой, так как на нее требуется от 40 минут и больше. Психиатр Галина Козловская разработала психодиагностический тест «ГНОМ», который позволяет оценить состояние ребенка в течение 7-10 минут.

В конце доклада Алена Леонова отметила, что нередко современные родители не обращаются в государственные лечебно-диагностические учреждения, предпочитая обследовать своего малыша в частных центрах. «Но именно в госучреждениях ребенок проходит наиболее полную диагностику благодаря разработанной модели междисциплинарного взаимодействия», - говорит она.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА