По данным ВОЗ, ни один из 43 антибиотиков, находящихся на стадии клинической разработки, не решает в достаточной степени проблему устойчивости самых опасных в мире бактерий к лекарственным средствам.
Практически все антибиотики, которые были выпущены в обращение в последние десятилетия, представляют собой разновидности классов антибиотиков, открытых еще до 1980-х годов.
Специалисты Областного клинического фтизиопульмонологического центра проблему устойчивости к противотуберкулезным препаратам решают в том числе в рамках реализации проекта «Снижение отрывов от лечения пациентов, находящихся на контролируемой химиотерапии». Каждый оторвавшийся от лечения туберкулеза пациент представляет угрозу не только как распространитель инфекции, но и как потенциальный носитель микобактерии туберкулеза, устойчивой к противотуберкулезным препаратам.
Показатель множественной лекарственной устойчивости от впервые выявленных больных туберкулезом в Тюменской области на 22,5% ниже, чем в УрФО, и на 2,5% ниже, чем в среднем по России. Однако в 2021 году наблюдается рост случаев выявления туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью.
Задача специалистов фтизиатрической службы – разъяснить пациенту важность терапии и задать ему настрой на выздоровление.
Во время пандемии COVID-19 проблема правильного использования антибиотиков и противомикробных препаратов стала еще острее.
«Антибактериальные препараты предназначены исключительно для лечения бактериальных инфекций. При вирусных инфекциях, в частности при COVID-19, данные препараты не имеют точки приложения. Для лечения вирусных инфекций используются противовирусные препараты. Лишь при развитии вторичных бактериальных осложнений (к примеру, нозокомиальной, ВАП-ассоциированной пневмонии на фоне течения COVID-19) антибиотики включаются врачами в схемы лечения», – пояснила Анастасия Бабушкина, врач-клинический фармаколог Областного клинического фтизиопульмонологического центра.
При отсутствии показаний применять антибактериальные препараты не только бесполезно, но и опасно. В первую очередь это связано с высоким риском развития антибиотикорезистентности среди бактерий.
«На данном этапе известно огромное количество механизмов защиты микроорганизмов от воздействия антибиотиков, а необоснованное применение антибактериальных препаратов лишь приводит к выработке новых, возникновению «супербактерий», которые могут быть устойчивы ко всем известным классам антибиотиков. Лечить такую инфекцию крайне трудно, процент летальных исходов при выявлении таких возбудителей очень высок. К примеру, уже повсеместно выявляется резистентность к тем же карбапенемам, которые еще 10-15 лет назад считались «жизнеспасающим» классом. Уже регистрируется резистентность у отдельных штаммов микроорганизмов и к «новым» ингибитор-защищенным цефалоспоринами – цефтазидиму+авибактаму и цефтолозану+тазобактаму, которые были зарегистрированы в России только в 2017-2018 годах», – отметила Анастасия Бабушкина.