Психолог рассказал тюменцам о роли психосоматики при развитии заболеваний

Нередко лечение какого-либо заболевания бывает недостаточно эффективным или же совсем не помогает справиться с недугом. Мы начинаем менять врачей, препараты, схемы терапии... Но может быть, стоит посмотреть на проблему с другой стороны? И понять, что корень зла кроется в нас самих, соответственно причиной болезни становится нерешенная психологическая проблема, а то и комплекс таких проблем, которые накапливались еще с детства. 

О причинах психосоматических расстройств и неврозов у детей и подростков, о том, как можно предотвратить физиологические реакции организма на стресс и чем помочь человеку,  столкнувшемуся с проявлениями психосоматики, шла речь на семинаре в Тюмени, который в разгар лета проходил в многофункциональном молодежном центре «Дзержинец». 

Вел семинар опытный психолог Владимир Плетников. Он объяснил участникам мероприятия, что психосоматические заболевания проявляются в любом возрасте, однако дети, подростки – категория наиболее уязвимая. К тому же нередко патологии взрослых людей имеют психосоматическую подоплеку из детства. «Например, сутулость у подростков: родители пытаются           избавить ребенка от проблем со спиной, но ничего не получается, так как их причиной являются эмоциональные проблемы», — объяснил Владимир Валерьевич. 

«Чикагская семерка» стала больше

Развитие психосоматики как науки начинается в далеком прошлом с учений Гиппократа, призывавшего не устранять только лишь симптомы заболевания, а лечить человека как единое целое, как единство тела и духа. Впрочем, несмотря на труды великого мыслителя, медицина долгое время была сосредоточена именно на устранении симптомов, забывая о психологических причинах здоровья и болезней человеческого организма. 

В 30-е годы XX века врач-психоаналитик из Чикагского университета Франц Александер провел исследования, которые выявили связь между стрессом и некоторыми заболеваниями, впоследствии названными «чикагской семеркой». В их числе бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы), ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит. Лечить такие патологии, по мнению врача, необходимо совместно с психотерапевтом, тогда результат будет гораздо более эффективным. 

Со временем тема стала изучаться глубже, и в список «чикагской семерки» были включены другие заболевания — мигрень, псориаз, сахарный диабет 2 типа,  ишемическая болезнь сердца, бесплодие, аллергический ринит, ангина, онкология и многие другие недуги. В целом психосоматическую природу имеет 85% всех заболеваний, то есть на их возникновение влияет именно эмоциональный фактор. 

Психосоматика как наука продолжает развиваться, и в ее задачи входит комплексное воздействие на организм человека в процессе лечения, а также профилактика психосоматических факторов развития болезней. 

«На сегодняшний день существует порядка 60 гипотез, теорий, взглядов на природу психосоматики. Мишенью психосоматического расстройства чаще всего становятся орган или система, которые изначально были физиологически ослаблены», — заключает Владимир Плетников. 

О чем говорит организм

Родители часто сталкиваются с такими проявлениями психосоматики у детей как грызение ногтей (онихофагия), вырывание волос (трихотилломания). И несмотря на то, что они не относятся к заболеваниям, на их примере, по словам Владимира Валерьевича, можно отчетливо представить, о чем таким образом сигнализирует наше тело. 

Что чаще всего родители делают в случае онихофагии? Красят ребенку ногти специальным лаком, коротко обрезают их, отвлекают, даже бьют его по рукам и т. д. А как пытаются справиться с трихотилломанией? Стригут ребенку коротко волосы, надевают шапку, ругают. Родители считают, что это плохие привычки, от которых человека можно избавить, по сути, другими, правильными, привычками. «На самом деле это говорит о том, что с ребенком происходит что-то, что ему сильно не нравится и доставляет большой эмоциональный дискомфорт», — подчеркивает психолог. 

Что является главным для ребенка грудного возраста? Близость мамы, сытость, сухие пеленки, то есть ощущение заботы — для ребенка это целый комплекс факторов, при котором он чувствует себя в безопасности. Стоит младенцу заплакать, ему дают соску — некий суррогат кормления грудью. Сосание пальцев, грызение ногтей и подобные проявления — это возвращение к тому младенческому возрасту, когда малыш был сыт, сух и рядом с мамой. Это попытка доставить себе то, что раньше давала мама. И здесь мы встречаемся с другой важной проблемой. 

«К сожалению, в нашей культуре это не принято, а поэтому мы не знаем, как работать с эмоциями, тем более с отрицательными. Они нас пугают, поэтому мы стараемся их сдерживать. Нам говорят: «Не кричи, не плачь». И ребенку приходится негативные эмоции подавлять, загонять внутрь. А успокаивать себя как-то надо, поэтому на ум приходит то самое средство, которое в младенчестве помогало. Погрыз ногти, и вроде бы становится легче. Получается, что если мы видим — ребенок грызет ногти, значит, надо понимать, что эмоционально у него сейчас что-то не в порядке», — говорит Владимир Плетников. 

Поэтому, добавляет он, лучше сразу же расспросить ребенка о том, что он чувствует. Вполне возможно, он не сможет это внятно объяснить, потому что сам пока не понимает. Таким образом ребенок, подросток пытается справиться с эмоциями доступным ему способом. Конечно, ситуация не решается, так как причины не были устранены. Но тем не менее  здесь и сейчас ребенок себя успокаивает и делает для себя максимально возможное. И в любом случае это не повод запрещать, ругать и т. д.

Механика психотравмы

Грызение ногтей  и выдергивание волос — это аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя, причинение вреда самому себе. Высшее проявление аутоагрессии — суицид. 

Изначально аутоагрессия — это агрессия, направленная на кого-то другого или на что-то другое. Но по какой-то причине она не проявляется, зажимается, подавляется — либо из-за страха перед наказанием, либо из-за отсутствия рядом объекта раздражения, либо из-за запретов и пр. Чаще всего суициды происходят с подростками, так как в силу возраста у них накапливается и проявляется больше всего агрессии. В основном (до 70% случаев) — из-за конфликтов с родителями. Заявление подростка о суициде, которое взрослые часто игнорируют или не придают ему должного значения, — это последняя мольба о помощи.

Владимир Плетников предлагает рассмотреть, как формируются механизмы аутоагрессий. Каждый человек рождается в определенной среде и только в ней он может реализовать свои потребности — еда, сон, безопасность. Каждая из потребностей нуждается в удовлетворении, однако на его пути может встретиться преграда в виде общественных норм, правил, требований, которые с детства усваиваются человеком и регулируют его поведение. Это помогает нам адаптироваться к окружающему миру, не нарушать законов социума, в котором живем, не разрушать себя и других. Так что подобные установки нам нужны. Но не все — некоторые приводят к внутриличностному конфликту. 

«Мужчины не плачут», «замуж — девственницей», «вышла замуж, дак терпи» — ребенок растет в этих установках, и на пути реализации его желаний они начинают срабатывать. Например, раньше девочка в детском саду не могла первой подойти и познакомиться с мальчиком. Ей мешали установки: «это же неприлично», «это небезопасно». А если добавить к установкам стиль воспитания девочки, когда ей внушается, что она некрасивая, неуклюжая, глупая, то появляется еще установка — «меня могут отвергнуть». 

«Получается, энергия не достигает объекта, будто упирается в стену этих установок. Но  тем не менее  у нее есть выходы. Один из них — сублимация, то есть перевод нереализованной энергии в социально приемлемое русло, например, писать картины, сочинять стихи. Другой выход — рефлексия, то есть механизм, при котором энергия перенаправляется на другой объект. Хочу ударить начальника за критическое замечание, но этого делать нельзя, потому что уволят, лишат зарплаты и т. д. И энергия перенаправляется на более близкого и слабого — члена семьи, знакомого, домашнего питомца. Эмоция должна выйти наружу в любом случае. Бывает, что человек переступает стенку установок и крушит все на своем пути. А бывает, что возникает  ретрофлексия — механизм, при котором человек направляет свои эмоции, желания или действия на самого себя. Энергия не может реализоваться вовне и попадает обратно в наш организм, начинает бить по внутренним органам. Это и есть механизм психосоматики», — объясняет Владимир Валерьевич.  

В болезнях тела виновата душа

В основе возникновения психосоматических расстройств или невроза лежат:

- эмоции;

- психотравмирующие эмоциональные моменты в личной, семейной  или общественной жизни;

- очень сильные психические травмы (смерть близких, крупные неприятности на работе, семейный разлад и пр.), так и более слабые, но длительно действующие, которые можем и не замечать.

Среди факторов, которые могли повлиять на возникновение и развитие психосоматических расстройств, выделяются: 

- вредные привычки родителей;

- плохие материально-бытовые условия;

- посещение детских учреждений;

- дополнительные специальные занятия;

- конфликты в семье;

- неполная семья;

- пьянство родителей;

- болезнь родителей, родственников;

- смерть родителей, родственников;

- изменение стереотипа общения;

- психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее значимыми факторами являются: патология воспитания — 59,2% больных, нарушение системы «мать и дитя» — 58,5%, появление братьев и сестер — 37,9% и т. д.

Так, ребенку каждый день говорят угрожающим тоном: «Не кричи, закрой рот». Он испытывает испуг, страх, тело напрягается, замирает, появляются мышечные зажимы. На какой-то раз психика говорит — если так происходит регулярно, то давай постоянно будем замирать и зажиматься, возникает мышечный панцирь и как следствие — проблемы с позвоночником и суставами. Люди ходят к врачам, лечатся, но терапия препаратами помогает временно, так как заблокированные эмоции уже «прописались» в теле. 

В любом случае психосоматическое заболевание всегда порождается внутриличностным конфликтом. Владимир Валерьевич приводит несколько примеров проявления психосоматики.

80-е годы. Девушка, не лишенная амбиций, поступает в вуз, становится старостой. Однажды студенты решают отказаться от пожилого преподавателя, который им не нравится. В деканате им предлагают написать, чем они недовольны. Естественно, это поручают девушке-старосте. Чему она не рада: с одной стороны, ее мучает совесть, ведь заслуженному преподавателю перед пенсией испортят репутацию, на другой чаше весов — ее авторитет как старосты, давление сокурсников, представления о себе как о человеке, знающем себе цену. Доклад кое-как написан, но на собрании, когда претензию нужно зачитать вслух, у студентки вдруг пропадает голос и на полтора месяца девушка попадает в клинику. Психосоматика поразила  голосовые связки как инструмент внутриличностного конфликта. 

Другой пример. Музыкально одаренная девушка из глубинки поступает в столичную музыкальную школу. И вдруг у нее распухают суставы на руках, да так, что она больше не может играть на инструменте. Оказывается, дома ее воспитывали как суперзвезду. И она действительно была, можно сказать, гением в своей музыкальной школе. Но в городе таких ребят было немало, и в их числе девушка из провинции выглядела, безусловно, талантливым, но не гениальным музыкантом. Гордыня не смогла выдержать такого давления, и психика с помощью болезни справилась с внутриличностным конфликтом.

И еще ситуация. Женщина вынуждена была каждые выходные ездить на дачу к родителям, чтобы копать, пропалывать, собирать урожай. Она с удовольствием проводила бы это время дома с мужем и детьми, но отказаться от поездок не могла, опасаясь осуждения родителей и сестер. Попытки игнорировать дачные работы у нее были, но все это обернулось осуждением, отвержением со стороны родственников. В результате у женщины начинаются проблемы с пальцами рук — ей ставят диагноз «артрит», и она уже на законных основаниях может не ездить на дачу. 

«Важно отметить, что намного сильнее на механизм развития психосоматического расстройства действует длительное и иногда даже незаметное давление изо дня в день. А потом даже незначительные фраза, событие могут сработать как спусковой крючок», — говорит психолог. 

Симптом на крючке

Как же помочь человеку с заболеванием, базой которого стало психосоматическое расстройство? Существуют два способа:

- медицинский (работа с симптомом до его устранения с помощью лекарств, физиопроцедур и пр.) 

- психологический — работа с симптомом как с проводником по качеству жизни (улучшается качество жизни - исчезает симптом).

«Симптом — это творческое приспособление организма, способ удовлетворить потребность человека при отсутствии других, более эффективных, способов, — комментирует Владимир Плетников. — Расстройство, невроз — это маркер нарушения качества жизни, а симптом — словно нить Ариадны, которую мы распутываем вместе с пациентом, изучаем, что можно изменить, чтобы повысить качество жизни. И тогда симптом отпадет за ненадобностью». 

Например, такая ситуация. У 8-летней девочки крапивница, лечение не помогает. Тогда мама несколько вечеров подряд садится рядом с ней, закутывает в теплое одеяло, общается. И через некоторое время проявления крапивницы проходят. Что происходит? Оказывается, у девочки недавно родилась младшая сестра, все внимание взрослых посвящается малышке, а старшая чувствует себя одинокой,  брошенной, ей часто говорят «не мешай», «отойди», «подожди». У ребенка появляется первичная эмоция — страх быть брошенной, потом эмоция формируется в чувство ревности, обиды, гнева. А сказать об этом трудно, невозможно, так как могут осудить. В результате ребенок начинает замыкаться. И вдруг — болезнь, и снова мама рядом. Сработало! 

«Болезнь — социально приемлемый способ чего-то избежать или что-то получить, пусть даже суррогат, привлечь к себе внимание. Важно понимать, какую потребность удовлетворяет симптом, и в дальнейшем найти способ получать желаемое без симптома», — подводит итог Владимир Валерьевич. 

К сожалению, родители не всегда понимают особенности возраста ребенка. Но важно знать, что проблемы возникают тогда, когда взрослые не общаются со своим сыном или дочерью, либо это общение сводится к нравоучениям, командам, критике. Поэтому родителям необходимо  прежде всего  развивать свой эмоциональный интеллект, слушать и стараться услышать своего ребенка, интересоваться тем, что интересно ему, учиться принимать чужое мнение. 

«Радует, что родители постепенно меняются. Раньше они приходили к психологу с запросом — сделайте с моим ребенком что-нибудь, исправьте его. Современные мамы и папы хотят разобраться, понять, как они могут помочь ребенку», — заключает Игорь Плетников. 

Автор: Елена Сидорова

 

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА