Казалось бы, что может быть скучнее обзорной лекции о клинической медицине? Но, как оказалось, эта лекция была невероятно интересной и захватывающей с первых минут, потому что ее прочитал советский и российский пульмонолог, академик РАН Александр Григорьевич Чучалин.
Свой рассказ об истории клинической медицины Александр Григорьевич начал не с Авиценны или Гиппократа, а с русского врача и писателя Викентия Викентьевича Вересаева. На примере вересаевских «Записок врача» академик пояснил, насколько важно видеть и фиксировать все симптомы, и привел цитату из книги:
«...В палате стояла тишина. Больной был мужик громадного роста, плотный и мускулистый, с загорелым лицом; весь облитый потом, с губами, перекошенными от безумной боли, он лежал на спине, ворочая глазами; при малейшем шуме, при звонке конки на улице или стуке двери внизу больной начинал медленно выгибаться: затылок его сводило назад, челюсти судорожно впивались одна в другую, так что зубы трещали, и страшная, длительная судорога спинных мышц приподнимала его тело с постели; от головы во все стороны расходилось по подушке мокрое пятно от пота...»
И неожиданно задал студентам вопрос о том, какой диагноз поставил Вересаев больному: менингит, приступ эпилепсии, сепсис, столбняк или опухоль мозга? Ждать ответа долго не пришлось, в зале назвали только один вариант - столбняк.
Похвалив тюменских студентов, Александр Григорьевич добавил, что если открыть учебник и сравнить текст Вересаева и тот, что написан в учебнике, разница будет очевидной.
- У Вересаева дано художественное описание симптомов, - отметил академик Чучалин. - Автор уловил все симптомы больного. Это его дар как писателя и врача.
По словам Александра Григорьевича, у Вересаева не было врагов до тех пор, пока он не опубликовал свои «Записки врача», описав все врачебные ошибки. «Записки врача» высоко оценили Антон Павлович Чехов и Михаил Афанасьевич Булгаков. Оба они, как известно, были не только писателями, но и врачами. «Записки врача» вызвали большой резонанс в обществе. Читатели были шокированы историей, когда врач пришел в психиатрическую клинику, заразил больных сифилисом и начал их лечить еще непроверенными лекарствами. Хорошо это или плохо?
- Вересаев ставит вопрос перед всеми: «Сколько может прожить общество без Толстого или Бетховена?». И продолжает свою мысль: «Сколько-то дней может, а вот без врача общество не может прожить и дня. После разгрома фашисткой Германии и Нюрнбергского процесса возник вопрос о том, что нужно сделать, как помочь врачам, чтобы они не повторяли ошибок своих коллег из Германии, которые во время войны проводили свои ужасающие эксперименты. Так появилась идея создать Всемирную медицинскую ассоциацию врачей. Это было в 1948 году. Врачей объединил кодекс профессиональной этики врача. За основу этого кодекса была взята книга Вересаева. Как оказалось, «Записки врача» была книгой номер один и для английских, и для французских врачей. Они открыто об этом заявили, потому что Вересаев поднял не простые для всех врачей вопросы. К большому сожалению, Советский Союз не участвовал в создании кодекса. Мы считали, что у нас есть своя идеология, коммунистическая, и эта ошибка оказалась очень болезненной, так как через несколько лет, в 1952 году, началось «дело врачей», когда посадили много врачей, потому что такой документ в нашей стране отсутствовал...»
К сведению
После лекции, говоря о ТюмГМУ журналистам, академик Чучалин завил: «Я хочу, чтобы все знали - Тюменский государственный медицинский университет входит в 10-ку лучших вузов страны, а среди них три московских, два санкт-петербургских, сильный университет в Красноярске, поэтому вы должны гордиться тем, что в Тюмени один из лучших университетов страны. У меня постоянные контакты с ректором Ириной Васильевной Медведевой, преподавателями вуза, я очень люблю студенческую аудиторию. Я вижу, как студенты смущаются, когда не могут ответить на мои вопросы. Это значит, что у них есть внутреннее чувство стыда, что они что-то не знают. А это очень хорошее чувство!»
Автор: Юрий Шестак