Главная > Персона

С началом школьной поры многие родители сталкиваются с тем, что их дети с трудом усваивают учебный материал. А еще они не успевают за товарищами, быстро устают или скучают. Первая реакция у мам и пап обычно негативная: неужели у меня ребенок хуже других? А ведь на самом деле юному школьнику могут мешать учиться неврологические заболевания.

О проблемах адаптации детей к школе, гиперактивных ребятах и «детях-черепахах» мы поговорили с Еленой Левитиной, главным внештатным детским неврологом департамента здравоохранения Тюменской области, профессором кафедры нервных болезней ТюмГМУ, доктором медицинских наук.

 

NEDUGAMNET. RU: Елена Владиславовна, расскажите, нужно ли родителям регулярно водить ребенка к детскому неврологу?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: Если у ребенка никогда не было проблем, касающихся психоневрологического профиля и он всегда оценивался в этом плане как здоровый (как беспроблемный), то это не обязательно. До 1 года, в год, в 3 года, а перед поступлением в школу в детсадах детей смотрят психиатр, логопед и невролог, и этого достаточно. Однако бывают случаи, когда уже в дошкольном возрасте обнаруживается, что ребенок может быть подвержен школьной дезадаптации. То есть ребенок не может успешно осваивать школьную программу, хотя имеет нормальный интеллектуальный потенциал. Примерно 30 % детей испытывают эти проблемы. У них появляются нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере.

NEDUGAMNET. RU: Почему же у некоторых детей возникают такие проблемы?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: Причин может быть несколько, это многофакторный процесс. Одна из причин – минимальные повреждения мозга. Они произошли, например, из-за осложнений при беременности или родах. Такие повреждения не мешают ребенку жить, но когда он подходит к освоению более сложных программ обучения в школе, то эти дефекты становятся заметными. Конечно, это не тяжелый неврологический больной, у которого грубые двигательные нарушения, психическое отставание или припадки. Просто есть легкие нарушения. Не очень хорошая координация, проблемы с концентрацией внимания, не совсем уверенная тонкая моторика, быстрая утомляемость.

Другая причина связана с тем, что ребенок перенес серьезные травмы. Например, черепно-мозговую травму, тяжелую инфекцию. Или он ослаблен из-за соматических болезней. Например, у него бронхиальная астма или заболевания желудочно-кишечного тракта. Или мы имеем дело с болеющим ребенком, у которого носоглотка не дышит и все время гипоксия.

Могут влиять на школьную дезадаптацию и семейные проблемы. Если, к примеру, ребенок живет в неполной семье, с разведенными родителями или в семье с неправильным стилем воспитания - авторитарным или потакающим поведением.

NEDUGAMNET. RU: Школьная дезадаптация проявляется именно в первом классе?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: По-разному. Обычно проблемы возникают в так называемые кризисные периоды, когда ребенок сталкивается с новыми условиями обучения. Это 1 класс, 5 класс и 9-10 классы. Наиболее часто дезадаптация проявляется в первом-втором классах. Чаще всего она сопряжена с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Примерно 5-6 % первоклассников имеют эту проблему.

Этот синдром, конечно, появляется не в первом классе. Он просто становится более явным, когда ребенок приходит в школу. Он всегда был шустрым, вертлявым, импульсивным. Сначала делает, потом думает, не может усидеть на месте. Вообще все дети, как вы знаете, в этом возрасте подвижны, и это не кажется проблемой. Патологией это становится, когда мешает ребенку успешно учиться, заводить друзей, налаживать отношения с братьями и сестрами. В таких случаях мы уже должны помочь ребенку. Если же ребенок гиперактивен, но он хорошо учится, он социально активный, то лечить его, по крайней мере медикаментозно, не надо.

NEDUGAMNET. RU: Каким образом врачи помогают ребенку с СДВГ?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: Стараемся скорее научить ребенка и родителей справляться с проблемами, правильно «направлять» и давать рекомендации, нежели чем применять медикаментозные методы. Такие дети должны наблюдаться совместно и неврологом, и психологом, и логопедом. В первую очередь наша задача – развить функцию внимания.

Что для этого нужно сделать? В первую очередь, установить строгий распорядок жизни в семье. Ребенок должен четко следовать определенному режиму дня, в одно и то же время вставать, питаться и ложиться спать. Распорядок дня лучше зафиксировать для него письменно крупными буквами и картинками. При этом не забудьте включить в него работу по дому. Пусть ребенок будет ответственен за небольшую помощь по хозяйству – например, выгуливает собаку или выносит мусор. Так в нем воспитается обязательность.

Кроме того, гиперактивные дети должны обязательно заниматься подвижными, игровыми видами спорта. Футбол, легкая атлетика, лыжи, теннис, танцы – все это подойдет. Примерно три раза в неделю они должны отводить спорту, не говоря о том, что, помимо этого, они должны,  гулять, бегать и резвиться. Но если ребенок эмоционально тревожный и болезненно переносит неудачи, сначала посоветуйтесь с психологом. Потому что он может настолько болезненно воспринять проигрыш, что эффект от спорта будет только негативный.

NEDUGAMNET. RU: Наверно, учитель тоже должен каким-то образом подключиться к воспитанию гиперактивного ребенка?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: Конечно. Понятно, что у педагога такой ребенок не вызывает восторга. Он выкрикивает, встает, нарушает дисциплину, прослушивает, не успевает справляться с заданиями. Обычно таких детей садят на задание парты, чтобы они не мешали. Что совершенно неправильно! Наоборот, ребенка с СДВГ нужно посадить на первые парты, чтобы постоянно контролировать его. Учитель должен понимать, что ребенок не хочет специально досадить ему. Просто у него такие особенности поведения. Важно, чтобы педагог индивидуально работал с таким ребенком. Каждое задание ему нужно дробить на подзадания. А еще нужно постоянно следить, чтобы он не заскучал. Наглядность для ребят с СДВГ очень важна, как и эмоциональное подкрепление и смена деятельности.

Поэтому родителям желательно поддерживать хорошие отношения с учителем. Я бы посоветовала даже первое время узнавать у него задания на завтра, чтобы контролировать подготовку своего ребенка. Конечно, домашняя работа для детей с СДВГ и их родителей становится пыткой, поскольку делают ее они часами. Главное – проявлять терпение и делать задание постепенно. 15 минут занимаетесь, дальше пусть он немного отдохнет.

Терпение – это вообще главная добродетель родителя. Ребенка нужно хвалить и сравнивать его поступки с теми, которые раньше были менее удачными. Дети очень чувствительны к похвале и стараются гораздо больше, если им говоришь добрые слова. Ваша ругань и крик не возымеют никакого действия, потому что опыт ничему не учит ребят с СДВГ. Начнут «вести себя нормально» они только со временем, в старших классах. Нельзя вызывать в ребенке неуверенность в себе, ставя перед ним задачи, которые он пока не может выполнить, а потом раздражаться по этому поводу. И никогда не сравнивайте его с другими «хорошими» детьми или с собой, более успешным в этом же возрасте.

NEDUGAMNET. RU: Кроме гиперактивных детей, есть и «дети-черепахи», которые, наоборот, работают очень медленно и не сразу соображают, о чем говорит учитель. Стоит ли родителям обращаться к специалистам, если есть такая проблема?

ЕЛЕНА ЛЕВИТИНА: Конечно, нужно насторожиться. Причин может быть несколько. Например, астенический синдром, т.е. повышенная утомляемость. Он может наблюдаться в особенности у детей, которые часто болеют или перенесли заболевания центральной нервной системы. В итоге ребенок не может долго оставаться внимательным, он устает, у него возникают головные боли напряжения, да еще он начинает переживать, что не успевает или не понимает.

Бывает и более серьезная проблема - нарушение формирования школьных навыков. Есть несколько разновидностей - нарушение письма (дисграфия), чтения (дислексия) и счета (дискалькулия). Примерно 5-10 % детей имеют такие трудности. Например, они читают и не понимают, о чем идет речь. Или они не могут перевести услышанное в зрительный образ буквы и зафиксировать букву на письме.

Конечно, таких детей должен смотреть невролог, который владеет пониманием нейропсихологии. Опять же, и в этом случае с ребенком должна работать команда из родителей, педагога, психолога и врача. Комплексная поведенческая терапия требуется в течение нескольких лет. В некоторых случаях мы выписываем препараты, которые улучшают работу мозга и помогают снять усталость.

О ПЕРСОНЕ

Елена Левитина работает в здравоохранении уже не один десяток лет. Она поступила в Тюменский медицинский институт в 1971 году. В общем-то, ничего до этого не предвещало любви к медицине в ее жизни, кроме примера родных. Елене Владиславовне хотелось, по ее выражению, «быть свободным художником». Но в итоге медицина ей полюбилась. И особенно неврология, потому что эта специализация требует аналитической работы ума. Дальше все пошло, как говорится, по накатанной – успешная работа в детской поликлинике № 1, защита сначала кандидатской, а потом докторской диссертации. И теперь уже Елена Владиславовна не мыслит себя вне этой профессии. Своим личным достижением она считает высокий уровень детских неврологов в Тюменской области. В регионе работают шестьдесят таких специалистов, из них десять – кандидаты медицинских наук.



Все интервью
Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА