Одним из наиболее часто запрашиваемых ключевых слов в интернет-поисковике Google по логопедическим вопросам является "заикание" (наряду с "логопед" и "логопедические занятия" ). Это свидетельствует об актуальности проблемы. Пациенты любого возраста приходят к специалисту с надеждой на избавление от этого недуга—нарушения темпо-ритмической организации речи.
Многие учёные, отечественные и зарубежные, занимались изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие ("почву") и производящие ("толчки").
Предрасполагающие причины:
К неблагоприятным условиям относятся:
В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические (органические), психические и социальные (психическая травма, неправильное воспитание, длительный конфликт, неправильное формирование речи в детстве, перегрузка детей материалом, не соответствующим возрасту, полиглоссия--многоязычие).
Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребёнка. Затем (от 4 до 14 лет) склонность к заиканию понижается. В этот период отмечается возникновение рецидивов при поступлении в школу. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой--учебная), повышением требованием к ребёнку. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.
Одним из основных фактов, усложняющих эффективность преодоления дефекта, является фиксированность больного на дефекте. Чем больше фиксируется внимание на своём болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.
В целом, прогноз преодоления заикания зависит от многих условий:
Прогноз тем благоприятнее, чем:
Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
К преодолению заикания необходим комплексный подход. Это значит, что наряду с педагогическими мерами—логопедическими занятиями—обязательной является и лечебно-оздоровительная работа. К ней относятся такие мероприятия:
Что нужно знать родителям ребёнка, который заикается?
Мы хотим, чтобы наши дети говорили правильно, ровно, без заикания. Очень больно и сложно видеть своего ребенка, борющегося с заиканием, пытающегося что-то сказать.
Что делать?
1. ПРИНЯТИЕ. Создание атмосферы принятия любых речевых ошибок является одним из важных шагов в лечении заикания. Только в ситуации такого отношения к заиканию, ребенок начинает понимать, что заикание это не то, чего стоит стесняться. И это понимание уже само по себе дает некую свободу экспериментировать со своей речью и найти пути, которые помогают ему. Понимание, что семья любит и принимает его без каких-либо условий, снимает или снижает эмоциональный стресс с ребенка и повышает его самооценку. Помните: важно не КАК Ваш ребенок говорит, а ЧТО он говорит.
2. ИГНОРИРОВАНИЕ ЗАИКАНИЯ. Такие советы, исходящие от родителей, как «говори помедленней», «начни снова», «подумай сначала, что ты хочешь сказать» могут только ухудшить заикание. Игнорирование заикания не значит ничего не делать, не обращаться за специальной помощью и пустить все самотеком. Призыв «игнорировать заикание» значит «не обращать особого внимания на речевые проблемы». Для маленького ребенка такой комментарий от родителя, как « это было немножко трудновато сказать, да? Иногда у меня такое тоже случается» будет достаточным, чтобы знать, что вы на его стороне. Для детей постарше открытое и как бы про между прочим обсуждение заикания дает необходимую эмоциональную поддержку.
3. КОГДА ДРУГИЕ ВМЕШИВАЮТСЯ. Вы родители ребенка, который заикается. Скорее всего, вы получали и получаете множество советов от других людей о том, как и что делать с заиканием. Каждый день ваш ребенок должен общаться с огромным количеством людей: учителями, сверстниками, бабушками-дедушками, братьями-сестрами и т.д. Помните: ВЫ, как родители, стараетесь узнать побольше о заикании и являетесь ЭКСПЕРТАМИ своего ребенка. Вы видите, что работает для вашего ребенка и что ему совсем не помогает. И от вас зависит, будете ли вы объяснять окружающим, КАК общаться с вашим ребенком, чтобы помочь ему справиться с проблемой заикания.
4. КОГДА МОЙ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ:
этого НЕЛЬЗЯ делать:
это НУЖНО делать:
5. И ЕЩЕ. Ваш ребенок нуждается в вашем внимании и времени пообщаться с вами.
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.
Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к осложнению заикания.
Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия по пению.
Если вы недавно заметили, что ваш ребёнок начал заикаться, необходимо создать ему режим максимального речевого и эмоционального покоя, т.е. оградить его от дружеского общения со сверстниками, от посещения гостей, а также от посещения учебных заведений. Одновременно всем членам семьи обязательно нужно перейти на замедленный темп речи. Волей-неволей этот темп передастся и ребёнку, запинки исчезнут. Есть смысл срочно сменить обстановку и создать ребёнку "курортные условия". Поездка в санаторий, на море или на дачу, общение с природой, физические нагрузки на свежем воздухе, полноценное питание и строгий режим дня могут благотворно сказаться на речи ребёнка, и по возвращении о заикании можно будет забыть. Приложите максимум усилий первые пару месяцев, и проблема будет решена. В противном случае придётся учиться с ней жить. Что значит учиться жить с заиканием? Заикающегося учат говорить, не заикаясь. При этом больной не перестаёт быть заикающимся, но ежесекундно контролирует свою речь. Для того, чтобы говорить плавно, существуют специальные техники, и логопед учит ими пользоваться. Также существуют портативные технические средства, позволяющие корректировать темп и ритм речи.
Ниже представлены некоторые упражнения, которые родители могут делать дома с детьми, помогая им тем самым преодолеть недуг.
Помните, чем раньше принять коррекционные меры, тем выше вероятность того, что заикание будет побеждено. В любом случае, идёт ли речь о полном избавлении от недуга или о контроле своей речи, заикающегося можно научить говорить, не заикаясь, нужно только обратиться к грамотному специалисту.