Адреса и телефоны клиник

Помощь ребенку с аутизмом

То, что еще 10 лет назад считалось неизлечимым, сейчас видится иначе. Дети, которых считали необучаемыми, теперь уже очевидно могут многому научиться.

С чего начать? Конечно с родителей. Необходимые условия для развития аутичного ребенка могут создать именно родители.

У ребенка с  аутизмом есть шанс стать адаптированным, образованным и в определенной мере общительным человеком, не потому, что он «вылечится от аутистического синдрома», а потому, что его родителям и их помощникам (сюда относятся врачи, психологи, дефектологи, педагоги, психотерапевты, специалисты по социальной работе, тьютеры) удастся сформировать у себя адекватные ожидания по отношению к развитию ребенка и создать для него соответствующую среду воспитания и обучения.

После того, как родителям  удастся справить с психологической травмой, вызванной проблемой нарушенного развития у их ребенка, они могут создать дома особые условия, в которых нуждается их малыш.

Эмоциональная и развивающая среда дома

1. Необходимо создать и поддерживать особый эмоциональный режим воспитания ребенка. Освоить навыки приписывания событиям эмоциональных свойств, научиться подключаться к аутостимуляции ребенка (не ко всем ее видам) и эмоционально заражать ребенка в этот момент, стимулируя его эмоциональное развитие;

2. Необходима определенная сенсорная организация пространства.

Пространство квартиры разграничивается по виду деятельности ребенка:

  • Бытовое пространство – туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.;
  • Игровое – место для разнообразных игр;
  • Учебное – место для специальных развивающих занятий.

Учитывая особую ранимость аутичного ребенка, непереносимость интенсивного влияния из вне, низкий энергетический потенциал, следует позаботиться о том, чтобы детская комната стала для ребенка «укрытием», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и мог бы уединяться, защищая себя от внешних влияний. Следует соблюсти три условия: безопасность, комфорт, порядок и чистота. Мебель должна быть без острых углов, поблизости от ребенка не должно быть бьющихся предметов. Оформление комнаты лучше сделать в приятных ребенку неярких успокаивающих тонах, предусмотреть «мягкое» электрическое освещение.

Оборудование:

1. Столик со стульчиком.
2. Игрушки:
1. строительные наборы
2. пирамидки, пазлы, вкладыши, матрешки
3. звучащие игрушки, игрушечные музыкальные инструменты
4. игры для развития мелкой моторики – бусы, мозаика, игры со шнурками
5. развивающие настольно-печатные игры – лото, домино доски Сегена, рамки Монтессори и др.
игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда, мебель, аптечка
3. Детские книжки.
4. Материалы для творчества.
5. Спортивное оборудование.

Все предметы в комнате ребенка должны иметь фиксированные места. Аутичные дети могут связать назначение пространства и действия при условии их стабильного совпадения.

Для того, чтобы в конечном итоге подготовить детей с аутизмом к самостоятельной жизни, насколько это возможно, необходимо создать помогающую среду. Помогающая среда – это адаптированная к нуждам ребенка среда, среда, учитывающая то, как «работает мозг» аутичного ребенка.

Можно в одном помещении определить места, где ребенок будет выполнять разные действия. Это важно для того, чтобы среда стала для аутичного ребенка предсказуемой. И это имеет особое значение для развивающей и обучающей деятельности.

Предметы, которые мы связываем с бытовыми навыками ребенка, тоже должны иметь фиксированные места в квартире. Например, полка для домашний одежды, где ребенок возьмет свои трусики, маечку, штанишки и футболку, носочки (все разложено по порядку – очередности одевания) и куда положит снятую пижаму.

Аутичному ребенку следует помочь осознать предназначение ванной комнаты, туалета, кухни, места около входной двери. Для этого следует постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись, здесь около входной двери снимаем обувь и куртку, на улице было холодно, а дома – тепло».

Когда могут возникнуть проблемы в поведении? Когда происходящее кажется аутисту хоатичным и непредсказуемым. Например. Если он обедает, играет в настольные игры, занимается за одним и тем же столом, а мы знаем, что планирование последовательности его мозгу дается с трудом и чувство времени у него не сформировано. Тревожность аутичного ребенка можно уменьшить, обустраивая и организовывая комнаты таким образом, чтобы содействовать выполнению заданий в определенном порядке и подсказывать ему, за чем и какая деятельность следует, а также, где она будет происходить. Овладение пространством позволяет аутичному ребенку стать более самостоятельным.

Обучение аутичного ребенка

К настоящему моменту мы знаем, что способ обработки информации мозгом аутичного ребенка качественно отличается, от того, как обрабатывают информацию другие люди. Педагоги-дефектологи, психологи и логопеды используя специальные обучающие программы и подходы, помогают аутичному ребенку сформировать познавательную сферу – внимание, восприятие, память, мышление, воображение, овладеть навыками поведения, развить речь и социальные способы взаимодействия с другими людьми.

Познавательные и коммуникативные процессы при аутизме спонтанно не формируются или формируются очень ограниченно в результате нарушений в становлении центральной нервной системы ребенка, поэтому нуждаются в «принудительном» развитии. В мире существует несколько хорошо зарекомендовавших себя подходов (АВА, ТЕАССН, Денверская модель, эмоционально-уровневый подход отечественных авторов и некоторые другие) направленных на стимулирование ребенка к коммуникации и на восстановление его психического развития.

Социализация аутичного ребенка

Ведущий отечественный специалист в области аутизма профессор О. С. Никольская считает, что в начале коррекционной работы, и позже с аутичными детьми в основном нужно работать индивидуально в том числе и по формированию социальных навыков. Однако при появлении хотя бы малейшей возможности нужно создавать условия, которые позволят им общаться с другими детьми и следовать нормальным образцам поведения. Опыт показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми.

Стать социализированным для ребенка означает:

1) Совершать действия социально-приемлемым способом – социализироваться в сфере деятельности.

2) Развить навыки общения, сформировать круг общения – социализация  в сфере общения.

3) Сформировать образ собственного «Я» - социализация в сфере самосознания.

Факты нашей жизни показывают, что, не смотря на всю сложность этого процесса, аутичный ребенок может пройти значительную его часть при условии адекватной и интенсивной коррекционной работы.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, (из опубликованного интервью О.Никольской) в тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% аутичных детей вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. При своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи.

Развивая социальное поведение аутичного ребенка, следует формировать у него следующие способности (взято из программы ТЕАССН):

1) Близость. Возможность терпеливо относиться к физическому присутствию другого человека.

2) Правильное использование предметов. Понимание социально приемлемых способов использования предметов, например, ложкой едят, а не стучат.

3) Социальная реакция. Способность отреагировать на присутствие другого, на приветствие, на жест (рукопожатие).

4) Социальная инициатива. Может ли первым сказать «С добрым утром», показать предмет другому, предложить поиграть во что-то. Может ли сообщить, что находится в затруднительном положении (например, что у него нет ложки или вилки.

5) Адаптация к переменам. Огорчается ли он, когда изменяется программа или детали его ближайшего окружения. Может ли переносить навыки в другую ситуацию.

Таблица для оценки социальных навыков ребенка в разных ситуациях из его жизни (например, поездки, игра на детской площадке и др.):

  Близость

Использование

предметов

Социальная

реакция

Социальная

инициатива

Адаптация к

переменам

Прием пищи

         

Поездки и передвижения

         

Посещение магазина

         

Игра/свободное время

         

Занятие с дефектологом\

психологом\логопедом

         

Прогулка

         

Игра не детской площадке\

в песочнице\ на горке

         

Посещение врача

         

Приход в дом гостей

         

Визиты к родственникам

         

Для формирования способности к социальному взаимодействию используются коммуникативные групповые тренинги и специальные технологии, например, «социальные истории» Кэрол Грей. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Каждая история касается одной конкретной ситуации и состоит из следующего:

1) ОПИСАНИЕ.

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в этой конкретной социальной ситуации, и определяют, где подобные ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.

2) «ЧТО ДУМАЮТ И ЧУВСТВУЮТ ДРУГИЕ ЛЮДИ».

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. К. Грэй назвала их перспективными предложениями.


3) ДИРЕКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации.

Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным, формулируются от первого лица («Я буду..», «Я постараюсь..», «Я сделаю…»).

4) Контролирующее предложение определяет стратегию, которую ребенок может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю.

но обычно добавляется после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке.

5) Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю.

Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели.

Социальное поведение аутичных детей по мере развития и взросления ребенка, и благодаря коррекционным воздействием может иметь следующую динамику : «отчужденные», «пассивные», «активные, но странные». (авторы Б. Призант, Л.Винг, Д. Гоулд)

1) «ОТЧУЖДЕННЫЕ». Имеют очень низкий уровень сознания.

- Отчужденность и равнодушие во всех ситуациях, кроме какой-то особой нужды ребенка;

- Взаимодействие с другим человеком возможно только физическое (прикосновение, щекотание); социальные аспекты контактов полностью игнорируются ребенком;
- Мало случаев совместного внимания;
- Зрительный контакт слабый и крайне непродолжительный;
- Возможно повторяющееся стереотипное поведение (простые, направленные на себя действия), бесцельное брожение по комнате, иногда простое подражание действиям другого;
- Отсутствует реакция на изменения в окружающей обстановке;
- Проблемы в поведении с виде приступов гнева: дети могут неожиданно укусить, поцарапать, ударить;
- Когнитивные нарушения в умеренной или тяжелой степени.

2) «ПАССИВНЫЕ».

- Принимают внимание других людей при их инициативе, но спонтанных социальных контактов самого ребенка практически нет;
- Не испытывает явного удовлетворения от социальных контактов, но случаи активного отказа от взаимодействия нечасты;
- Может иметь вербальные или невербальные формы взаимодействия; характерны непосредственные эхолалии;
- Различная степень когнитивных нарушений.

3) «АКТИВНЫЕ, НО СТРАННЫЕ».

- Наблюдаются спонтанные попытки к социальным контактам: чаще в отношении взрослых, чем в отношении детей;
- Приверженность повторяющимся действиям: бесконечное повторение вопросов, вербальные стереотипы,
- Речь может быть коммуникативной и некоммуникативной, имеются отсроченная и непосредственная эхолалия;
- Навыки ролевой игры слабые или отсутствуют;
- Непонимание или плохое понимание нужд, чувств, эмоций другого человека;
- Структура и стиль речи не меняются;
- Осознаются только чрезмерные эмоциональные реакции;
- Трудности при переходе от одной темы к другой;
- Внешняя сторона взаимодействия вызывает больший интерес, чем содержание;
- Недоучитывает социальных норма поведения.

Автор статьи - клинический психолог О.А. Калиниченко, ведущая Программы социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница».

СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Аутизм у детей. Как распознать?

Что такое аутизм? Психика ребенка-аутиста

У ребенка аутизм. Как жить дальше?

Тюмень, ул. Республики, 40, корп 1
Сайт: https://doctor-arbitailo.ru/

Лицензия: Л041-01107-72/00363761 от 14.01.2021

Тюмень, ул. Луначарского, 18
Сайт: https://doctorefimov.com/

Лицензия: ЛО-72-01-003073 от 13.06.2019 г.

  • ОСТЕОПАТИЯ И ДЕТИ:
  • Последствия родовых травм и эцефалопатий, задержки психоэмоционального и физического развития детей, отставания в учебе,
  • неврозы, ортопедия – нарушение осанки, сколиозы и др.проблемы,
  • уха, горла и носа, различных нарушений речи.
  • ОСТЕОПАТИЯ И ЖЕНЩИНЫ:
  • Подготовка к родам и реабилитация женщин после родов, циститы,
  • недержание мочи, заболевания гинекологический сферы.
Тюмень, ул. Валерии Гнаровской, 10, корп. 3/4
Сайт: http://www.kinesis72.ru

Лицензия: ЛО-72-01-002657 от 14.12.2017 г.

Тюмень, ул. Володарского, 19/1а
Сайт: http://antrum72.ru

Лицензия: ЛО-72-01-002501 от 07 июня 2017 г.

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА