Главная > Персона

Стоит ли говорить, что населению Тюменской области могут позавидовать не только столичные жители, но и граждане других стран – здравоохранение нашего региона вышло на тот уровень, когда даже иностранные гости отзываются с восторгом о качестве оказания медицинской помощи, применяемых технологиях и техническом оснащении медицинских учреждений.

Однако в Департаменте здравоохранения, несмотря на успехи, бдительности не теряют, четко понимая, что проблемные моменты еще есть и они требуют комплексного решения. Подробнее о достижениях здравоохранения и о новых задачах, которые перед ним стоят в 2016 году, пресс-службе Интернет-Портала NEDUGAMNET.RU рассказал заместитель директора департамента здравоохранения Алексей Геннадьевич Немков.

 

NEDUGAMNET.RU: Алексей Геннадьевич, вы по образованию и роду предыдущей деятельности нейрохирург – специалист высокого класса, который знает систему здравоохранения на местах не понаслышке. Какие сложности в этой структуре вы видите, прежде всего как врач, и какую основную задачу для себя определяете как для второго лица департамента здравоохранения?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Полагаю, нужно выделить три наиболее значимых момента. Во-первых, это недостаточное число единых актуальных и реально применимых на практике стандартов медицинского обслуживания. К сожалению, такая ситуация сложилась по целому ряду специальностей. Второй момент, над которым нужно работать, – это понимание докторами своей главной задачи, или даже миссии, которая заключается не просто в оказании помощи, но в снижении смертности населения. И еще один важный вопрос, требующий решения, – это преемственность и клиентоориентированность, как во внешней, так и во внутренней среде медицинского обслуживания. На сегодняшний день есть сложности с построением не только внешнего диалога, то есть с пациентами, но и внутреннего – с коллегами.

Таким образом, работа над вышеуказанными проблемами – это одна из приоритетных задач здравоохранения региона, и каждый из нас, руководителей, вносит личный вклад в достижение поставленных целей.

NEDUGAMNET.RU: Высокие технологии в самом лучшем смысле слова захватили тюменскую медицину. Расскажите немного об электронном рецепте. Насколько нам известно, пока это пилотный проект, в чем его суть, с какой целью планируется его внедрение? Кому он в большей степени облегчит жизнь: врачам или пациентам?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Электронный рецепт включает в себя две составляющие. Первое – это автоматизированная выписка рецепта – функционал, который позволяет не писать рецепт от руки, а набирать текст на компьютере и выдавать пациенту печатный бланк. Данная часть проекта «Электронный рецепт» уже давно реализована в поликлиниках Тюменской области, что позволило решить, прежде всего, проблему нечитабельности почерка.

Второй шаг – это внедрение непосредственно электронного рецепта. Данный функционал подразумевает не только автоматизированное заполнение электронного бланка, но и получение препарата в аптеке без бумажного аналога. В аптечной организации фармацевт идентифицирует покупателя по имеющемуся документу (СНИЛС, полис, паспорт) и находит в базе тот рецепт, который был выписан.

Сегодня пилотный проект завершен успешно. Система позволит пациенту не быть привязанным к бумажному бланку, который зачастую может быть утерян или испорчен. Также преимущество ее заключается в возможности онлайн-мониторинга: какие препараты есть в наличии, какие выписаны, какие отпущены. Это своего рода механизм получения полноценной отчетности. Однако пока, в силу особенностей законодательства, мы не может полностью исключить выписку бумажного рецепта.

NEDUGAMNET.RU: Информатизация медицины – это очень хорошо, но как быть с отдаленными районами – селами, деревнями – там зачастую не все в курсе, что такое смартфон. Как решается вопрос информатизации медицины в таких районах?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Этот вопрос можно рассматривать с двух позиций. Первая – как пациенты отдаленных районов могут воспользоваться информационными ресурсами, и вторая – как могут их применять врачи медицинских учреждений в тех же районах.

Любой функционал, прежде чем его внедрить, должен пройти апробацию, или пилотирование. Если по итогам пилотирования не выявляется критичных замечаний, он тиражируется. И все это доступно жителям отдаленных районов. Они также могут записываться на прием к врачу с помощью смартфонов, если их нет – с помощью компьютера (через Интернет) или посредством звонка в колл-центр.

Второй момент – что имеет доктор в отдаленном районе. На сегодняшний день внедрение каких-либо информационных технологий мы начинаем с амбулаторного звена. Стационарное мы пока только пилотируем и развиваем лишь в областном центре. Что касается поликлиник, то в районах функционал в них идентичен тому, что есть в Тюмени.

NEDUGAMNET.RU: Еще одним «новшеством» для региона стала реорганизация медучреждений, а именно – объединение поликлиник. В чем польза реорганизации, как сказывается она на пациентах, повышает ли качество медицинского обслуживания?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Во-первых, реорганизация медучреждений предполагает сокращение административного управленческого персонала и никак не сопровождается сокращением численности медработников. Что она значит для пациентов, проще всего рассмотреть на примере.

Если мы возьмем любую условную поликлинику в населенном пункте N и предположим, что в ней работает ЛОР-врач, поток пациентов у которого слишком мал для полной ставки, то несложно предположить, что со временем этот специалист начнет деквалифицироваться. Другими словами, он не будет расти в своей специализации. Более того, врач будет вынужден совмещать специальности: с утра принимать как ЛОР-врач, а после обеда как терапевт.

Это первая ситуация: объединение поликлиник позволяет решать проблему малого потока пациентов к узкому специалисту, чтобы он мог рассчитывать на сохранение и даже повышение квалификации.

Но такая тактика положительно влияет и на качество медпомощи. Ведь в поселении ЛОРа может совсем не быть, что в итоге вынуждает жителей данного района ехать в отдаленное медицинское учреждение.

Объединение клиник в одну организацию и юридически, и на практике облегчает ситуацию, позволяя узким специалистам работать по графику в разных отделениях, оказывая качественную медицинскую помощь населению сразу нескольких поселений.

Можно выделить еще один положительный аспект реорганизации: возможность применения дорогостоящего оборудования в отношении большего количества пациентов.

К примеру, есть некий высокотехнологичный аппарат в одной из больниц района. А в медучреждениях ближайших населенных пунктов его нет. Объединение больниц (поликлиник) позволит такой аппарат по графику доставлять в разные отделения одной медицинской организации, где пройти обследование или лечение с применением той или иной технологии смогут жители нескольких населенных пунктов.

В итоге можно с уверенностью сказать, что качество медпомощи для пациентов благодаря реорганизации только повысилось, что подтверждают положительные отзывы жителей того же Ишима и ближайших к нему районов, которые уже смогли по достоинству оценить все преимущества объединения медучреждений.

NEDUGAMNET.RU: Даже столичные специалисты отмечают высокий уровень развития нашего регионального здравоохранения, однако у нас до сих пор сохраняется дефицит некоторых специалистов. Врачей каких специализаций на сегодняшний день мало, каковы пути решения этой проблемы?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Дефицит кадров, имеющийся сегодня у нас, минимальный. Есть лишь небольшой дефицит специалистов по отдельным узким специальностям. Однако, изучив ситуацию, мы пришли к убеждению, что решение проблемы требует отнюдь не дополнительных специалистов, а совершенно иного подхода, а именно – оптимизации потока пациентов к узким специалистам.

И снова пример: можно до бесконечности решать проблему большого потока пациентов, допустим к неврологу, принимая в штат все новых специалистов этого направления. Но дефицит неврологов все равно будет.

Однако есть и второй путь, которым пошли мы, а именно – проанализировали общее количество визитов к узкому специалисту и обнаружили, что как минимум 70% визитов необоснованны. Во всех этих случаях проблему мог решить терапевт. Такое происходит, потому что пациенты по личным убеждениям (как правило, ложным) без направления идут именно к узкому специалисту, а также из-за непонимания самими терапевтами принципов работы врачей узких специальностей.

Такой врач консультирует не больного, а непосредственно терапевта – подобная практика принята во всем мире и сейчас берется за образец работы и в нашей стране. Окончательную схему лечения всегда определяет врач-терапевт на основе заключений узких специалистов, в случае когда без таких консультаций не обойтись. Таким образом, ответственность за пациента несет врач-терапевт.

Подводя итог вышесказанного, на вопрос о дефиците кадров можно ответить так: во-первых, он минимален, во-вторых, решаем посредством оптимизации потока пациентов к узкому специалисту. А терапевтов и педиатров у нас во всех учреждениях здравоохранения достаточно.

Отмечу, что мы учитываем при этом ситуацию с диспансерным наблюдением. Если человек наблюдается у узкого специалиста по поводу хронического заболевания (например, эпилепсия), то у него будет возможность записаться к такому врачу самостоятельно.

NEDUGAMNET.RU: Какие категории пациентов имеют возможность получать лекарства на льготных условиях в Тюменской области?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: На сегодняшний день в Тюменской области более 150 тыс. льготников. Условно все льготное население можно разделить на несколько программ:

• федеральные льготы (преимущественно инвалиды) распространяются на лекарственные препараты из утвержденного правительством перечня, который включает в себя более 300 международных наименований;

• территориальная льгота (оплачивает субъект) на лекарства для пациентов, не имеющих инвалидности, но имеющих тяжелые социально-значимые заболевания (окнология, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца);

• федеральная льгота (обеспечивает Минздрав) на осуществление высокозатратной терапии пациентам группы из семи направлений (редко встречающиеся заболевания);

• льгота территориальная на лекарства для пациентов с орфанными (редкими, единичными) заболеваниями (в области их порядка 100 человек).

NEDUGAMNET.RU: Сегодня пациенты уже получают некоторые медицинские услуги платно на базе муниципальных медучреждений, а коммерческим центрам предоставлена возможность работать, в том числе, и по полисам ОМС. Граждане тем временем беспокоятся, не станет ли наша медицина и вовсе «коммерческой»?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: В ряде случаев мы даже приветствуем желание частных клиник работать в рамках ОМС. В этом нет ничего плохого, тем более для пациента, который получит возможность выбирать, где ему получать услугу: в коммерческой клинике или в муниципальной, при условии, что получит он ее и там, и там по полису.

Это также удобно и тем, что районы, которые в связи с интенсивностью застройки имеют удаленные поликлиники, могут быть обеспечены рядом медицинских услуг в близлежащей коммерческой клинике, если она работает по полису ОМС.

А конкуренции на данный момент быть не может, во-первых, потому что клиник, которые изъявляют желание работать по полису ОМС, пока немного. Во-вторых, потому что государственная медицина на сегодняшний день ни оснащением, ни квалификацией кадров не уступает коммерческим.

NEDUGAMNET.RU: Прошлый год был объявлен Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Какие приоритеты в работе ставит перед собой Департамент здравоохранения области в 2016 году?

АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ: Главные приоритеты остаются незыблемы, они были и два года назад, и остаются по сей день – это снижение смертности от тех заболеваний, которые являются наиболее значимыми. На сегодняшний день это онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Также, помимо того что мы сохраняем сложившиеся традиции в областном здравоохранении, мы стараемся внедрять и новые принципы в работе, в частности связанные с клиентоориентированностью. Если квалификацией наши специалисты не только не уступают, но и превосходят даже зарубежных коллег, то в плане взаимодействия с пациентом и коллективом есть над чем работать. И конечно, как и всегда нашей основной задачей остается работа над повышением доступности медицинской помощи населению.

На такой воодушевляющей ноте завершился разговор пресс-службы Интернет-Портала NEDUGAMNET.RU с Алексеем Немковым. Напоследок он сказал несколько слов о ситуации с гриппом в Тюмени, убедив тюменцев в том, что для паники нет никаких оснований.

«Ту ситуацию с гриппом, которая сегодня имеет место быть, не стоит преувеличивать. Все же абсолютное большинство заражений связано не с вирусом гриппа, а с вирусами ОРВИ и других этиологических групп – аденовирусами, вирусами парагриппа и т.д. Что касается иммунизации, то, конечно, в разгар заболеваемости уже поздно ставить вопрос о вакцинации, гораздо правильнее это делать заблаговременно. Сейчас ставку нужно сделать на тщательное соблюдение правил профилактики гриппа и ОРВИ», – пояснил Алексей Геннадьевич Немков.

 

Интернет-Портал NEDUGAMNET.RU благодарит за сотрудничество Алексея Геннадьевича Немкова, заместителя директора департамента здравоохранения. Желаем дальнейших успехов на профессиональном пути.

 



Все интервью
Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА