Многие взрослые на удивление часто ведут себя как дети. Одни обижаются и играют в «молчанку», другие бунтуют на пустом месте как подростки, а третьи и вовсе спасаются бегством в критических ситуациях и стараются забыться под одеялом. Так происходит потому, что мы не сдали или не не выучили определённые уроки.
Младенчество (0-18 месяцев)
Получение эмоционального опыта от соприкосновения реальностью.
Задача: дать ощущение безопасности мира.
Очень важно, чтобы оба родителя произносили следующие поддерживающие убеждения и заодно сами держали их в уме:
Детство (1,5-3 года)
Просыпается исследователь и два противоречивых чувства: любопытство и неуверенность.
Задача: развитие самостоятельности и воли, умение браться за новые дела и добиваться своего.
Ребенку сейчас нужно слышать следующее:
«Осторожно, трехлетка» или «Я сам»! (3-5 лет)
Осознание своего «Я» – личности, отдельной от родителей. Его задача сейчас: развитие инициативности и целеустремленности. Травмы периода 3-5 лет ведут к развитию чувства вины, страха порицания и заторможенности. В этом возрасте стоит избегать прямой критики и подавления его желания самостоятельности. Корректировать его действия можно только с помощью игры, отвлечения внимания и сказок. Другими словами, если вы хотите, чтоб он убрал комнату, превратите это в игру. Ваша фантазия и его послушание сейчас находятся в прямой зависимости друг от друга.
Первоклашки (6-11 лет)
Любопытство и желание общаться.
Задача: развитие предприимчивости, компетентности и умелости.
Травмы этого периода приводят к развитию чувства неполноценности и инертности. Ему нужен интерес и ощущение счастья. Чувство достигнутого результата. Главное сейчас, чтобы он почувствовал, что он молодец. Ищите возможности похвалить его. Будет хорошо, если ребенок будет слышать в свой адрес следующее:
Подростки. (11-18 лет)
Это мост между детством и взрослой жизнью. Противоречия. Ребенок становится очень ранимым и чувствительным внутри, но грубым снаружи. Хочет самоутвердиться, но не знает как.
Его урок сейчас: изучение идентичности, познание себя: «Кто я в этой жизни?».
Дети, с успехом прошедшие этот период, знают, что такое верность людям и идеалам. Травмы подросткового периода приводят к негативизму, протестному поведению или застенчивости и конформизму. Другими словами они либо в любой ситуации будут стараться выделиться и доказать свою особенность, либо, наоборот, заживут по общественному шаблону, не способные найти применение своим талантам и склонностям. В психологии есть такие понятия как «я – сообщение» и «ты – сообщение».
Вот пример этих двух сообщений:
1. У меня сердце болит из-за твоих опозданий!
2. Я человек впечатлительный и очень беспокоюсь, когда ты задерживаешься из школы!
На первый взгляд, они мало отличаются друг от друга. Но в первом случае мама переносит ответственность за свои чувства на ребенка, а во втором делится с ним своей проблемой. Часто родители боятся показать ребенку, что они в чем-то несовершенны, слабы. Но отчаянно отстаивая свое старшинство, они теряют главное – доверие своих детей. Важно уметь выстраивать дружеские отношения.
Источник: artpsiholog.ru