Адреса и телефоны клиник

Воспитание детей: чрезмерная опека или самостоятельные решения и ответственность

Всякий родитель рано или поздно задумывается, где проходит граница между самостоятельностью детей и необходимым контролем за их действиями, желает, чтобы дети избегали ошибок, и готовы контролировать все их действия. Но одновременно родители хотят, чтобы ребенок вырос в самостоятельную гармоничную личность. О том, как соблюсти баланс, на форуме мудрых родителей «Тетрис» рассказала педагог-психолог школы № 65 г. Тюмени Наталья Сысовская.

Специалист заострила внимание на вопросе: кому удобна чрезмерная опека? Ответ очевиден: она удобна в первую очередь родителям и приводит к ущербу детской психики, нехватке навыков самообслуживания, проблемам в карьере. Конечно, самостоятельность, а позже ответственность в детях нужно развивать. Это не врожденное качество, не темперамент: это социальный навык, которому дети обучаются. И родители имеют колоссальное значение в развитии ответственности.

Роль родителей в формировании ответственности

Первое семилетие (от 0 до 7 лет). В этом возрасте дети полагаются на опыт родителей и ориентированы на послушание, делают то, что им советуют взрослые.

Второе семилетие (с 7 до 14 лет). В этот возрастной период детям характерны: самостоятельно принятые решения, которые зачастую не нравятся взрослым. Подростки спорят, аргументируют свою точку зрения, совершают ошибки и думают по-другому, не так, как взрослые.

Третье семилетие (с 14 до 21 года). В этот период фокус воспитания сосредоточен не на том, чтобы ребенок был послушным, а на том, чтобы был ответственным, чтобы сам принимал решения и отвечал за них.

Взрослым важно определиться с тем, что для них важнее, чтобы ребенок самостоятельно набил шишки или послушание? На чужом опыте учиться не эффективно: через собственное познание человек строит сам себя.

«Очень важно убрать контроль после 12 лет. В этом возрасте ребенок самостоятельно проживает опыт ошибок и отвечает за них. В случаях невыполненного домашнего задания получает соответствующие отметки. Когда передаем ребенку ответственность, мы ему доверяем. Это и есть любовь», — рассказала Наталья Сысовская.

Этапы формирования ответственности

Первый. Я умею! От 3 до 7 лет. Процесс организовывается взрослым. Желание сделать самому – это самостоятельность в ребенке.

Второй. Я могу! От 7 до 14 лет.  Вера в силы ребенка, формирование здоровой самооценки. В этот возрастной период очень важна поддержка взрослого. К девяти годам ребенок должен понимать, что ошибаться и проигрывать – это норма. Ответственность в этом возрасте — это дойти до школы, принести домашнее задание и выполнить его.

Третий. Я принимаю решения. От 14 до 21 года. В этот возрастной период очень важно научить ребенка анализировать ситуацию, прогнозировать последствия и справляться с ними. Например, можно доверить самостоятельный выбор секций, а взрослые помогают проанализировать этот выбор. После 14 лет позволяем детям ошибаться и проживать опыт своих ошибок. Взрослые не оправдывают детей, не пишут записки в школу, если ребенок опоздал, позволяют ребенку «спасаться самому».

Как родители мешают ребенку стать ответственным

  1. Не дают ошибаться! В 9 лет ребенок должен понимать, что ошибка – это норма и она не является угрозой для детско–родительских отношений.  Очень важна эмоциональная реакция мамы. Именно она транслирует, что любую ошибку можно исправить. Ошибаться нужно уметь.
  2. Торопимся дать готовые решения. Чаще всего когда к родителям обращается расстроенный ребенок, они торопятся дать ему готовое решение. Здесь очень важна эмоциональная поддержка взрослого. Уместно сказать о том, что вы понимаете чувства ребенка. Предложите ему посидеть рядом, обнимите его, организуйте совместную прогулку. Ребенок имеет право на эмоции. «
  3. Используем критику. Это не мотивация, это прямое движение в тупик.  Критика не работает. Ребенок начинает защищаться и включает защитные механизмы: «Делай сам!», «Мне все равно!» и так далее. Взрослым в данном случае целесообразнее использовать метод «Лейкопластырь», когда в ответ на эмоциональные высказывания ребенка просто промолчать.

Стратегия воспитания ответственности

Стратегия 1. Фокус только на хорошем

Создаем ребенку ситуацию успеха. Всегда находим повод для похвалы.

Стратегия 2. Личный пример

Имеет смысл задуматься над тем: пунктуальны ли вы, выполняете ли свои обещания, умеете ли признавать свои ошибки. Дети видят, как эти факторы работают в реальном мире. Они должны наблюдать яркую, насыщенную, разнообразную жизнь родителей, видеть способы решения реальных жизненных ситуаций.

Стратегия 3. Теплые отношения

Для того, чтобы брать на себя ответственность, детям нужен внутренний ресурс – контакт с родителями! Если ребенок расположен к вам – приходит, делится переживаниями, сомнениями, рассказывает о проблемах, значит у него есть ресурс брать на себя ответственность за свою жизнь.

Стратегия 4. Домашние обязанности

Смысл домашних обязанностей не в том, чтобы ребенок научился мыть тарелку, а в том, чтобы воспитать силу воли. До 7 лет ребенок нацелен на процесс через игру с родителями. С 7 до 14 лет напоминаем, организуем и направляем деятельность ребенка.

Стратегия 5. Самостоятельный заработок

В 12 лет появляются первые попытки детей заработать. Это желательно поощрять. Создаем активные попытки ребенка заработать. До 18 лет задача родителей — обучить ребенка финансовой грамотности. Ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются.

Стратегия 6. Сценарий будущей жизни ребенка

Необходимо обговаривать с детьми: до какого возраста и при каких условиях вы будете их поддерживать. С 14-15 лет говорим с ребенком о сценарии его будущей жизни. Если ребенок самостоятельно не может решить проблему, то поддерживаем его, помогаем принять правильное решение.

2023-04-05 09:36:43

Подпишись на новости:
ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ПРЕДНАЗНАЧЕНА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА